Перейти к содержимому


painter11

Регистрация: 29 Mar 2016
Offline Активность: 12 Mar 2017 03:31
-----

#5690238 Неудачный опыт защиты права авторства

Написано painter11 31 March 2016 - 01:59

Добрый вечер!

(к сожалению, не разобрался как прикреплять изображения и текстовые файлы, поэтому все выложил сюда )

   Сначала кратко история событий. В конце 2012 я познакомился с неким господином Шмаковым М.В., который предложил мне разрабатывать эскизы коллекционных монет и медалей. Заказы на разработку этих эскизов он якобы получал как сотрудник частной фирмы «Русский сувенир» (такая компания действительно есть и она участвовала в международной выставке World Coinsот различных фин.учреждений и компаний со всего мира. Заказы он якобы распределял между сотрудничавшими с ним дизайнерами и художниками. Шмаков при этом выступал связующим звеном между дизайнером и основным заказчиком. Работа над эскизами осуществлялась удаленно, по телефону и эл почте. То есть Шмаков озвучивал мне по телефону техническое задание на создание эскиза, полученное им от основного заказчика. При этом информация о том, кто является этим заказчиком мне не сообщалась. После этого я создавал серию подготовительных эскизов (от 3 до 8) , из которых он выбирал несколько наиболее подходящих на его взгляд. Затем эти отобранные им эскизы мною дорабатывались до уровня предварительных эскизов, которые уже можно показывать основному заказчику. Все созданные мною эскизы посылались ему по эл почте. Эта переписка у меня сохранена. В конце концов оставался всего один эскиз, который и утверждался основным заказчиком. После этого я создавал окончательное изображение со всеми мельчайшими подробностями, которое можно использовать в  производстве. После окончания работы мною подписывались расписки о передаче имущественных прав лично Шмакову М.В. (см.Расписка). 

 

      В течение двух лет мною было создано таки образом около 120 законченных эскизов, не считая промежуточных вариантов. На их основе на данный момент отчеканено около 70 в разных странах мира. Остальные эскизы пока остаются только на бумаге. Я бы и дальше продолжал сотрудничать с М.Шмаковым, если бы не обратил внимание на то, что в номерах журнала «Золотой червонец» стали появляться изображения монет с такими подписями: «Автор монеты Михаил Шмаков, автор серии монет Михаил Шмаков, монета разработана Михаилом Шмаковым... . В принципе, в соответствии с законом в данном случае публикатор не обязан упоминать имя художника разработавшего эскиз, но иногда это делается. Но в данном случае в качестве автора была указана фамилия моего заказчика, а не моя. Всего таких публикаций было 5, в них были опубликованы 12 реверсов монет, не считая аверсов. (более подробно в  Выдержка из иска). 

 

Я направил официальную письменную претензию М.Шмакову. Ответа на нее я не получил, а он сразу исчез с горизонта. Тогда я обратился в журнал, где мне сказали, что это рекламная информация банков и журнал за нее не отвечает. Затем я направил запросы в банки, разместившие в журнале данную рекламную информацию. Банки ответили, что монеты не являются объектами авторского права, что никаких отдельных договоров на разработку этих эскизов ни с кем не заключали, а монеты приобрели на Гознаке по договору купли-продажи. Я написал на Гознак. Гознак написал, что они знать ничего не знают, однако случайно(!) к отписке был приклеен листок, на котором было написано: «уведомление вручить в ДМОП Шмакову М.В.» Так я узнал, что он сотрудник Гознака в должности руководителя одного из направлений. То есть фактически он передавал мне заказы, которые поступали на Гознак и должны были выполняться художниками Гознака в силу их должностных обязанностей. 

 

Я обратился в суд о признании меня автором произведений, взыскании компенсации в связи с нарушением авторских прав, публикации опровержения недостоверной информации об авторстве. Ответчики — журнал, 3 банка. Третьи лица — Гознак и Шмаков. В материалы дела были предоставлены: 1. распечатки эскизов монет в высоком разрешении (например, файл Морской банк) 2. оригинальные рисунки главных и существенных частей изображений, выполненные мной от руки (файл Корабль), 3. расписки (файл Расписка). Банки предоставили договора с Гознаком. Гознак предоставил документы о том, что данные монеты являются законным платежным средством республик Гана и Габон и трудовой договор Шмакова М.В.

 

Состоялся суд. Журнал вообще не явился, банки заявили — они ненадлежащие ответчики, эскизы — это не произведения вообще, самостоятельного значения не имеют и являются частью монеты, а монеты не являются объектами авторского права. Никто из них не поднимал вопрос авторства. Представители Гознака сказали, что Гознак вообще тут ни при чем, поскольку поручений заказывать эти эскизы кому-либо он своему сотруднику не давал, тот делал это по своей инициативе и за свой счет. Потом встал Шмаков и заявил, что поскольку он все это придумал, он автор концепций и композиций всех этих эскизов, он объяснял мне, что надо рисовать и где, и поэтому он считает себя автором этих эскизов, а я просто технический работник, потому что нарисовать может каждый, а вот создать концепцию - только он. На мой вопрос, присутствовал ли он при создании этих эскизов и владеет ли он навыками рисования, он ответил, что не присутствовал и не владеет, ему это и не нужно, потому что главное в эскизе — это идея. При этом никаких доказательств он не предоставил, ни одного клочка бумаги. 

 

А вот решение суда, которое я получил через 4 месяца. Цитирую.

«В ходе судебного разбирательства установлено, что выполнение эскизов вышеуказанных монет было заказано истцу Шмаковым М.В. как сотрудником ФГУП Гознак. Согласно пояснениям третьего лица концепция изображения монет (эскизов) была разработана и предоставлена истцу Шмаковым М.В, а истец технически выполнил эскизы по композициям, автором которых является Шмаков М.В.. 

В ходе судебного разбирательства истец не опроверг факт участия М.В.Шмакова в  создании эскизов монет (признавая выполнение контрольных, руководящих и организационных функций) при этом истец не предъявил доказательства того, что такое участие Шмакова М.В. было выражено только в виде технического, консультационного и организационного содействия. 

Вместе с тем вышеизложенные утверждения М.В.Шмакова подтверждаются письменными доказательствами, а именно: расписками истца, согласно которым эскизы монет были выполнены по конкретному заказу Шмакова М.В. Доказательства обратного истцом не предоставлены. 

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что эскизы монет были созданы в соавторстве со Шмаковым М.В.» (подробнее см. решение04, решение05)

 

Вот так легким движением судейского молотка, заказчик превращается... превращается заказчик — в автора. А я превращаюсь в соавтора, при этом суд не смущает, что соавтор ,если уж на то пошло, вообще то тоже автор. Далее суд указывает, что монеты не являются объектами авторского права и что «....эскизы графических изображений указанных денежных знаков были выполнены истцом по заказу в ходе рассмотрения и решения вопросов, связанных с подготовкой к введению графических обозначений указанных средств платежа в виде государственных знаков....»

«Учитывая изложенное суд считает, что основания для признания истца автором эскизов вышеуказанных монет отсутствуют, и поэтому в удовлетворении исковых требований отказывает."

     Вот так заказчик стал автором, потому что это же «конкретный» заказ и он все придумал, а я становлюсь соавтором, у которого нет оснований называться автором!

    Мы написали апелляцию. (см. апелляционная жалоба)

Суд апелляционной инстанции оставил решение в силе. Все повторилось слово в слово, только быстрее. Правда Шмаков озаботился «доказательствами» своего авторства концепций и композиций, и показал суду издалека один(!) коллаж формата А4, изготовленный им (собственноручно!), который он назвал «выклейка». Что сие представляет? Несколько скачанных из интернета картинок, распечатанных на принтере и вырезанных ножницами, приклеиваются на бумагу. То что из интернета не скачаешь, (текст по кругу, сложные формы ) было кривенько подрисовывано карандашом. И вуаля — вот вам концепция и композиция в одном флаконе, а заодно и "неопровержимое доказательство" его авторства всех(!) 12 эскизов. 

 

Теперь я жду письменного решения апелляции. Сдается мне, что там меня лишат даже соавторства....

Я конечно буду подавать кассацию, и в Верховный суд, если до этого дойдет. 

У меня, конечно, много вопросов... Заказчиков у меня много, где то есть договора, где-то расписки, где-то вообще ничего... Получается теперь любой заказчик с помощью знаний кружка умелые руки может стать автором?


  • 1