Перейти к содержимому


Shaman

Регистрация: 16 May 2006
Offline Активность: 13 May 2008 21:43
-----

Мои сообщения

В теме: ПИФ и НДФЛ

18 March 2008 - 05:01

Это запутанная ситуация и если что ее надо решать в суде :D
На этот вопрос существует позиция Минфина России, изложенная в Письмах от 24.06.2005 N 03-05-01-04/203, от 15.02.2006 N 03-05-01-04/30, от 16.02.2006 N 03-05-01-04/31, от 03.03.2006 N 03-05-01-05/38, предполагающая, что операции по обмену инвестиционных паев подпадают под признаки договора мены, к которому применяются правила о купле-продаже.
Таким образом, по мнению Минфина России, физическое лицо получает доход, который в соответствии с п. 8 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ должен включаться налоговым агентом в налогооблагаемую базу по окончании налогового периода (до конца апреля).
Однако следует отметить, что данная позиция недостаточно обоснованна и противоречит основным началам и принципам налогообложения, предусмотренным законодательством о налогах и сборах, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Пункт 1 ст. 17 НК РФ устанавливает общие условия установления налогов и сборов и предполагает в совокупности с другими элементами налогообложения наличие налоговой базы по установленному налогу.
При определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Так, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами п. 1 ст. 214.1 НК РФ учитываются доходы, полученные по операциям купли-продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, включая их погашение.
Статьями 23 и 25 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" определено только одно основание для погашения паев - подача заявки на погашение инвестиционных паев и предусмотрена обязанность управляющей компании выплатить денежную компенсацию учредителю управления лишь в связи с погашением паев на основании поданной заявки на погашение паев.
Пунктом 4 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ под фактической датой получения дохода понимается дата выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Однако при подаче учредителем управления заявки на обмен инвестиционных паев у управляющей компании не возникает обязанности выплатить учредителю управления денежную или какую-либо иную компенсацию, и, соответственно, отсутствует возможность удержать налог у источника выплаты.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, то есть в соответствии с положениями п. 2 ст. 22 вышеуказанного Закона при обмене паев одного фонда на другой происходит обмен ценных бумаг, находящихся у одного собственника, без выплаты ему денежной компенсации.
Обмен паев происходит в рамках доверительного управления имуществом учредителя управления и не предусматривает никаких выплат учредителю управления, т.е. получения экономической выгоды (дохода) в виде выплаты денежной компенсации.
Таким образом, учредитель управления при подаче управляющей компании заявки на обмен инвестиционных паев совершает операцию обмена инвестиционных паев не на основании договора мены, предусмотренного ст. 567 Гражданского кодекса РФ (по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой), а на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом, когда перехода права собственности на обмениваемые инвестиционные паи от его владельца ни к управляющей компании, ни к третьим лицам не происходит.
Исходя из вышеизложенного, следует признать, что при обмене инвестиционных паев в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "Об инвестиционных фондах":
- отсутствует факт купли-продажи (мены) инвестиционных паев, поскольку в соответствии с договором купли-продажи (мены) предусматривается переход права собственности, т.е. выплата денежной компенсации физическому лицу - учредителю управления;
- отсутствует факт выплаты дохода (денежной компенсации) физическому лицу - учредителю управления, что не позволяет налоговому агенту в соответствии с требованиями действующего законодательства о налогах и сборах определить налоговую базу и удержать у отсутствующего источника выплаты налог на доходы физических лиц.
Таким образом, при обмене паев у физического лица - учредителя управления не возникает объекта налогообложения и, соответственно, обязанности управляющей компании по исполнению обязанности налогового агента исчислить, удержать и перечислить налог на доходы физических лиц.