Коллеги!
В связи с принятием следующих норм:
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 3
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5497; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 1, ст. 19; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 44, ст. 5641) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 235 дополнить подпунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);";
2) дополнить статьей 239.1 следующего содержания:
"Статья 239.1. Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка
1. Если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект.
3. Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.
4. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
Если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
5. Средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
6. Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.";».
Прошу пояснить мне, непонятливому, следующее:
в приведённой норме отсутствуют исключения. Но они, очевидно (лично для меня), есть. Почему законодатель их не привёл, или хотя бы не указал общей фразой, типа «за исключением случаев, определённых в федеральном зак-ве»? И главный вопрос. Одно из исключений, если не ошибаюсь – строительство многоквартирного дома (домов - если на одном участке), в отношении квартир которого заключены ДДУ. В ст. 9 закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…" приведен исчерпывающий перечень случаев, когда ДДУ может быть расторгнут. Прекращение аренды зем. участка и продажа недостроя ведёт к расторжению ДДУ. Важно, что в ч. 1 ст. 9 содержится перечень, когда договор может быть расторгнут по требованию дольщика. То есть если требования дольщика о расторжении не будет, то и ДДУ расторгнут быть не может, даже если строительство прекращено/приостановлено. Не наблюдаю возможности (без согласия дольщика) новому собственнику недостроя либо стать стороной прежнего ДДУ, либо заключить новый ДДУ. Из этого делаю вывод: всё это – косвенное основание считать, что новая ст. 239.1. ГК РФ по идее не должна распространяться на аренду зем. участков под строительство многоквартирных домов. Но отсутствие указаний на исключения в самой статье наводят на сомнения. Да и где логика – вот застройщик активно строит, не простаивает. В срок аренды не укладывается по каким-либо объективным причинам. У него нет обязанности в судебном порядке продлевать аренду при отказе органа продлить её. Есть только право. Орган подаёт в суд, чтобы устроить торги на дом (дома, которые активно строит застройщик). С «нашими» судами абсолютно не факт, что суд «услышит» доводы застройщика, сколь бы значимыми они ни были. И что? Какой же идиот при таком законодательстве захочет стать застройщиком? Ладно бы, если заключён договор о развитии застроенной территории. В этом случае застройщик сам формирует земельные участки внутри (как правило) всей территории, и с продлением аренды таких участков, когда общий срок ДРЗТ ещё не истёк, проблем обычно нет. Но если просто есть договор аренды, заключённый на торгах, и уже следствием этого – заключённый инвест. контракт? В этом случае аренда первична (тогда как при ДРЗТ она вторична). И если аренда прекращена, то и не продлить инвест. контракт – легко.
В общем, подозреваю, что ответ где-то на поверхности, но я его пока не вижу.