Дело № 2-728/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 мая 2016 года г.Бугульма РТ
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фроловой И.Н.,
при секретаре Даниловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению «Тимер Банк» (ПАО) к Колесниковой Н.И. об обращении взыскания на заложенное имущество и самостоятельному иску третьих лиц на стороне ответчика Коченковой Н.Н., Колесникова А.В., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1, Арчибасовой Е.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО2, и Колесниковой С.Р. к Колесниковой Н.И. и «Тимер Банк» (ПАО) о признании договора залога жилого дома и земельного участка недействительным,
У С Т А Н О В И Л :
Истец «Тимер Банк» (ПАО) просит обратить взыскание на принадлежащее Колесниковой Н.И. заложенное имущество - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> Иск обоснован ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств по кредитному договору, в обеспечение которых было заложено имущество.
В исковом заявлении указывает, что ДД.ММ.ГГГГ года между «Тимер Банк» (ПАО) и Колесниковой Н.И. был заключен кредитный договор № о предоставлении кредитной линии с лимитом задолженности в сумме <данные изъяты> рублей с ежемесячной уплатой процентов за пользование денежными средствами <данные изъяты> % годовых. В качестве обеспечения обязательств по указанному кредитному договору был заключен договор о залоге недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого в залог было предоставлено имущество, принадлежащее Колесниковой Н.И. на праве собственности, на общую сумму <данные изъяты> рублей, состоящее из: жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес> и земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую индивидуальную застройку, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенного по тому же адресу. Ответчиком обязательства по кредитному договору исполняются не в полном объеме. Решением Арбитражного суда РТ по делу № исковые требования «Тимер Банк» (ПАО) о взыскании с ИП Колесниковой Н.И. задолженности удовлетворены, решение вступило в законную силу. В целях исполнения решения суда просит обратить взыскание на указанное выше заложенное имущество путем продажи его с торгов установив, первоначальную продажную цену в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству ответчика Колесниковой И.И. к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика были привлечены Коченкова Н.Н., Колесников А.В., действующий за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1 Колесникова С.Р., Арчибасова Е.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО2
От третьих лиц на стороне ответчика Коченковой Н.Н., Колесникова А.В., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1 Колесниковой С.Р., Арчибасовой Е.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО2., поступил самостоятельный иск к Колесниковой Н.И. и «Тимер Банк» (ПАО) о признании договора залога жилого дома и земельного участка недействительным.
В иске третьих лиц указано, что по договору о залоге недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ. Колесниковой Н.И. было заложено имущество - земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес> В указанном жилом доме зарегистрированы и проживают, помимо Колесниковой Н.И., ее <данные изъяты> Коченкова Н.Н., <данные изъяты> Колесников А.В. с несовершеннолетней дочерью ФИО1 и <данные изъяты> Колесниковой С.Р., <данные изъяты> Арчибасова Е.В. со своей несовершеннолетней дочерью ФИО2. Считают, что действиями Колесниковой Н.И. и «Тимер Банк» (ПАО) нарушаются их жилищные права, так как не было согласия органа опеки на залог имущества, в котором проживают вселенные в качестве членов семьи собственника несовершеннолетние дети, для которых жилой дом является единственным жильем. Кроме того, являющийся предметом залога жилой дом был приобретен на деньги, вырученные от продажи квартиры, которая распоряжением администрации была передана в общую собственность, но зарегистрирована в собственность одной Колесниковой Н.И., чем нарушены права третьих лиц как собственников.
Иск третьих лиц был принят судом для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Представитель истца «Тимер Банк» (ПАО) в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец извещен. Представитель по доверенности Кириленко О.И. письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие истца, поддержал иск банка, представил письменный отзыв на иск третьих лиц, указав, что банк не признает их исковые требования. Заявляет о пропуске третьими лицами срока исковой давности для оспаривания договора залога. Указывает, что ответчик Колесникова Н.И. не обращалась в банк по поводу урегулирования данного спора путем заключения мирового соглашения, реструктуризации долга либо иным способом.
Ответчик Колесникова Н.И. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г. иск «Тимер Банк» (ПАО) не признала, исковые требования третьих лиц признала, дала объяснения по иску. Надлежащим образом извещенная об отложении судебного разбирательства на ДД.ММ.ГГГГ года, в указанный день явилась в суд лично в <данные изъяты> часов с заявлением об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью, подтверждающий документ не представила, участвовать в судебном заседании в <данные изъяты> минут отказалась. Дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель ответчика Колесниковой Н.И. Латыпов Р.З., являющийся также представителем третьего лица Коченковой Н.Н., в назначенное время 06.05.2016 года в суд также не явился, заявлений не представил.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, Коченкова Н.Н., Колесникова А.А., Колесников А.В., действующий за себя и являющийся законным представителем ФИО1 Арчибасова Е.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> Колесникова С.Р. в суд не явились.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения первоначального иска, основания для удовлетворения самостоятельного иска третьих лиц отсутствуют.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч.1 ст. 334 ГК РФ, в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года между «Тимер Банк» (ПАО) и ИП Колесниковой Н.И. был заключен кредитный договор № о предоставлении кредитной линии с лимитом задолженности в сумме <данные изъяты> рублей, сроком до ДД.ММ.ГГГГ., с ежемесячной уплатой процентов за пользование денежными средствами <данные изъяты> % годовых. В качестве обеспечения обязательств по указанному кредитному договору являлся договор о залоге недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого в залог было предоставлено имущество, принадлежащее Колесниковой Н.И. на праве собственности, на общую сумму <данные изъяты> рублей, состоящее из: жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>; и земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую индивидуальную застройку, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № расположенного по адресу <адрес>
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по указанному кредитному договору решением Арбитражного суда РТ по делу № были удовлетворены исковые требования «Тимер Банк» (ПАО) о взыскании с индивидуального предпринимателя Колесниковой Н.И. задолженности по кредитному договору <данные изъяты> копеек, процентов 21539 <данные изъяты> копеек, расходов по госпошлине <данные изъяты> рублей. Решение суда вступило в законную силу.
Соглашение о залоге было заключено сторонами в целях обеспечения исполнения кредитных обязательств ответчиком, поэтому при наличии неисполненных обязательств банк имеет право на обращение взыскания на предмет залога.
Залоговая стоимость имущества определена в договоре в размере <данные изъяты> рублей, из которых стоимость жилого дома - <данные изъяты> рублей, стоимость земельного участка - <данные изъяты> рублей.
Банк просит установить начальную продажную стоимость имущества в размере, соответствующем залоговой стоимости имущества. Ответчиком Колесниковой Н.И. заявление банка о стоимости заложенного имущества не оспорено, сведения об иной его рыночной стоимости суду не представлены.
Основания для отказа в удовлетворении иска банка отсутствуют, как отсутствуют и основания для удовлетворения самостоятельного иска третьих лиц.
Суду представлена выписка из ЕГРПН, свидетельствующая о том, что единственным собственником заложенного имущества является Колесникова Н.И. Обременения ее права в пользу третьих лиц по делу не зарегистрированы. Иск о признании права собственности на имущество, являющееся предметом залога, третьи лица не заявляют.
Следовательно, Колесникова Н.И. как единственный собственник имущества, была вправе распоряжаться принадлежащим ей имуществом по своему усмотрению, в том числе, заключать как физическое лицо договор залога в отношении этого имущества в обеспечении своих обязательств, вытекающих из предпринимательской деятельности.
Доводы третьих лиц о необходимости получения предварительного согласия органа опеки и попечительства на залог жилого дома суд считает основанными на неверном толковании закона.
Согласно статье 77
Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", к залогу жилого дома или квартиры, возникающему на основании пункта 1 настоящей статьи, соответственно применяются правила о залоге недвижимого имущества, возникающем в силу договора. Органы опеки и попечительства вправе дать согласие на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом не затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц.
Согласно статье 5 Закона РТ от 27.02.2004 N 8-ЗРТ (ред. от 12.06.2014) "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" (принят ГС РТ 29.01.2004), в целях защиты прав и законных интересов граждан органы опеки и попечительства:
дают согласие (разрешение) на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену, дарению имущества несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных лиц, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих указанным лицам прав, раздел имущества, выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных лиц;
дают согласие (разрешение) на совершение сделок по отчуждению жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц;
Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность передачи собственником жилого помещения, право пользования которым имеет несовершеннолетний член семьи собственника, в залог с целью обеспечения исполнения заемщиком условий кредитного договора по возврату суммы займа с наличием разрешения органов опеки и попечительства. Согласно п. 3 ст. 77 Закона об ипотеке органы опеки и попечительства должны давать согласие на передачу жилого помещения в ипотеку только в тех случаях, когда речь идет о несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения. Но несовершеннолетние дети третьих лиц как члены семьи залогодателя к категории детей, оставшихся без родительского попечения, не относятся.
В случае совершения родителями несовершеннолетних детей сделки по отчуждению жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние дети, суды обязаны проверить, не будут ли при этом нарушены права несовершеннолетних детей. Однако залог имущества, представляя собой один из способов обеспечения исполнения обязательства, на основании договора об ипотеке, не является сделкой по отчуждению жилого помещения, ущемляющей права несовершеннолетних, и не влечет безусловного отчуждения имущества как предмета ипотеки, поэтому не требует предварительного согласия органа опеки. Указанная правовая позиция прямо отражена, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 06.08.2013 N 24-КГ13-4.
В таком случае, когда согласие органа опеки на залог имущества не требовалось, имущество передано в залог его единственным собственником, права которого в пользу третьих лиц по делу не обременены, третьи лица иск о праве собственности на заложенное имущество не заявляют, основания для признания договора залога недействительным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования «Тимер Банк» (ПАО) удовлетворить.
Обратить взыскание на принадлежащее на праве собственности Колесниковой Н.И. и переданное в залог банку по договору о залоге недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество :
- жилой дом, назначение жилое, <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей,
- земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую индивидуальную застройку, общая площадь <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес> стоимостью <данные изъяты> рублей,
путем продажи их с публичных торгов, установить начальную продажную стоимость имущества в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении самостоятельного иска третьих лиц Коченковой Н.Н., Колесникова А.В., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1, Арчибасовой Екатерины Владимировны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО2, и Колесниковой С.Р. к Колесниковой Н.И. и «Тимер Банк» (ПАО) о признании договора залога жилого дома и земельного участка недействительным отказать.
Копию решения направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Бугульминский городской суд.
Судья: подпись Фролова И.Н.
https://bugulminsky--tat.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=289110633&delo_id=1540005&new=0&text_number=1