...
23. В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые.
При рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, - в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (статья 75 Закона).
Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.
Для подобного рода преобразований законодательством установлены ограничения, в частности следующие:
а) численность акционеров созданного в результате преобразования открытого общества в закрытое не должна превышать 50 (пункт 3 статьи 7 Закона);
б) создание определенных групп акционерных обществ возможно исключительно в виде открытых (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" - в отношении акционерных инвестиционных фондов) либо закрытых (пункт 2 статьи 1 Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)";
в) размер уставного капитала закрытого акционерного общества, участники которого намерены преобразовать его в открытое, не должен быть ниже минимального уровня, установленного статьей 26 Закона для открытых акционерных обществ.
С одной стороны, федеральный законодатель говорит о сём действе (изменение О/З АО) как о преобразовании (упоминая о видах хозобществ в п. 1 ст. 68 ГК). С другой стороны, он же в ст. 15 ФЗобАО определяет формы реорганизации АО, а в ст. 20 ФЗобАО определяет реорганизацию АО в форме преобразования таким образом, что изменение О/З АО туда никак не лезет, посему ВАСя указывает, что такое действо не является реорганизацией юридического лица.
В связи с этим вопросы:
1. Новое АО, полученное в результате указанной процедуры, это вновь созданное юридическое лицо или всё то же старое?
2. Тот же вопрос для г-п контрагентов старого АО, подвергнутого указанной процедуре: новое АО в отношениях с ними будет правопреемником старого АО или тем же самым контрагентом?
3. Если правопреемником, то на каком основании? Общий порядок при подобном правопреемстве установлен п. 5 ст. 58 ГК (передаточный акт) - но ВАС грит, что к данному случаю эта норма не применяется. Тогда как?