Если автору ещё интересно, нашла хороший комментарий по теме
Проблемы распоряжения патентными правами подробно проанализировал патентный поверенный В.Н.Дементьев (юридическая фирма “Гоулинг интернэшнл, инк.”):
– Нередко изобретение является результатом совместной деятельности, и в качестве патентообладателя выступают несколько лиц. Каков порядок использования такого изобретения и распоряжения правами на него?
В качестве главного принципа для этой ситуации Патентный закон России, основываясь на принципе свободы гражданского договора, провозглашает право владельцев патента самим установить этот порядок. Ст. 10 прямо указывает на это: “порядок использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, если патент... принадлежит нескольким лицам, определяется договором между ними”. Такой договор может содержать не только положения, связанные с использованием, например, вопросы распределения территории использования, но и положения, относящиеся к распоряжению правами, как в форме предоставления лицензий, так и в форме уступки своей доли патентных прав.
Основанием для такого суждения являются нормы российского гражданского законодательства, регулирующие вопросы общей собственности (глава 16 ГК РФ). Хотя в этих нормах речь идет об имуществе, по аналогии они применимы и к имущественным правам, в частности, патентным. Из двух категорий общей собственности (долевая и совместная) закон отдает предпочтение долевой собственности, определяя, во-первых (в части 3 ст. 244 ГК РФ), что “общая собственность... является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество” и, во-вторых, допуская даже для тех случаев, когда собственность является совместной, установление по соглашению совладельцев режима долевой собственности.
Режим долевой собственности, в первую очередь, предполагает определение доли каждого участника. В современных условиях отнесения прав интеллектуальной собственности к нематериальным активам, имеющим денежный эквивалент, это определение (доли) крайне важно, так как в противном случае задача балансового учета такого нематериального актива, внесения его в качестве вклада в уставной капитал становится практически неразрешимой.
В соответствии с правовыми нормами института долевой собственности соглашение между сообладателями патентных прав может определять:
право уступки, а также дарения, завещания, залога своей части (доли) патента (ст. 246 ГК), при этом уступке должно предшествовать предложение ее другим совладельцам патента, которые имеют преимущественное право на приобретение уступаемой доли;
право предоставления лицензий на использование изобретения, при этом логичным является, что лицензии, предоставляемые владельцами патента, как правило, будут неисключительными. Однако возможна ситуация, когда все права по предоставлению лицензий, включая исключительные, будут закреплены за одним из совладельцев патента;
условия распределения лицензионных платежей (дохода от распоряжения правами) между совладельцами патента. При отсутствии такого условия в соглашении распределение этих доходов будет осуществляться в соответствии с законом (ст. 248 ГК РФ) соразмерно долям совладельцев.
Не должно возникать сомнений, что лицензионные договоры, заключаемые раздельно совладельцами патентов, равно как и договоры уступки доли в патенте (которые логично называть договорами частичной уступки патента), должны регистрироваться в Роспатенте. При этом должно представляться и соглашение между совладельцами патента о порядке использования изобретения. При отсутствии в таком соглашении указанных выше условий о праве частичной уступки патента и о праве заключения лицензионных договоров возникает та же ситуация, как если бы договор не был заключен вовсе. В такой ситуации, как известно, в соответствии с Патентным законом каждый из патентообладателей может использовать изобретение по своему усмотрению, но не вправе предоставлять лицензию или уступить патент другому лицу.
Под использованием изобретения в этом случае понимается лишь использование именно его, а не исключительных прав в отношении него (ст. 128 ГК РФ относит к объектам гражданских прав как результаты интеллектуальной деятельности, так и права на них). То есть каждый из совладельцев патента может без согласия других совладельцев вводить в гражданский оборот овеществленные результаты изобретательской деятельности: изготавливать их, применять, предлагать к продаже, продавать, сдавать в аренду и т.д.