Цитата
Администрация района обязала собственника участков передать земели общего пользования дачному некоммерческому товариществу.
Такое возможно, но при определенных условиях.
В соответствии с действующим законодательством (ст. 11 ЗК РФ, Вводный закон к ЗК РФ) муниципалитет распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный район, кроме того, вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности (вся земля по умолчанию государственная, если у нее нет конкретного собственника).
Полномочия органов местного самоуправления в отношении иных земельных участков строго ограничены правилами, предусмотренными земельным и гражданским законодательством. Никакого "волшебного" отчуждения вне существующих процедур быть не может.
Действительно, "дачным" законом предусмотрена передача земельных участков общего пользования в собственность СНТ.
Однако по смыслу ст.ст. 2, 14 Закона земельными участками общего пользования, подлежащими передаче СНТ в собственность, являются участки составляющие территорию СНТ и используемые на нужды, перечисленные в ст.2 (проход, проезд и т.д.). Т.е. не всякий земельный участок, используемый СНТ, может быть признан земельным участком общего пользования по смыслу ст. 2 дачного закона. Возможно, речь идет о банальном самовольном захвате СНТ оного участка.
Порядок предоставления СНТ в собственность земельных участков общего пользования урегулирован ст. 28 дачного закона: "...предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления,
обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения."
Случаи, когда орган местного самоуправления "имеет право", установлены земельным законодательством. Передача земельного участка от собственника к СНТ в данном случае означает принудительное прекращение права собственности данного лица.
Основания прекращения права собственности на земельный участок предусмотрены ст. 44 ЗК РФ, ст.ст. 235-238 ГК РФ. В частности, в отношении чужой собственности предусмотрена возможность реквизиции, конфискации, изъятия для муниципальных нужд. Основания для применения этих процедур в нашем случае, как кажется, отсутствуют.
Таким образом, на мой взгляд, единственным законным механизмом принудительного отчуждения земли у Иванова остается порядок, предусмотренный ст.ст. 235-238 ГК РФ.
Если спорный земельный участок составляет земли общего пользования СНТ и находится в настоящий момент в собственности другого частного лица, орган местного самоуправления может расценить эти обстоятельства как нахождение в собственности лица имущества, которое ему не может принадлежать, ссылаясь на требование дачного закона о передаче в собственность СНТ соответствующего участка; уведомить собственника о необходимости добровольного отчуждения в силу ст. 238 ГК РФ, а затем по прошествии года подать заявление
в суд об изъятии земельного участка с компенсацией стоимости имущества бывшему собственнику. Продажа не подходит, поскольку СНТ ничего платить не должен в силу того же дачного закона.
То есть речь у нас идет
о судебном решении. Собственно, иначе и быть не могло, поскольку:
ч.3 ст. 35 Конституции РФ сказал(а)
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Кстати, собственник, к которому применены процедуры изъятия со ссылкой на недопустимость нахождения в его собственности участка, может требовать возмещения убытков, причиненных ему бывшим когда-то незаконным решением муниципалитета о предоставлении земельного участка, который в его собственности находиться не мог (основания для отказа в предоставлении). Мало ли, вдруг там торговый комплекс на "землях общего пользования СНТ" уже отгрохан.
Сообщение отредактировал Polkin: 07 October 2009 - 02:39