вообще весело получается. Читайте)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2004 года Дело N А56-28427/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Чертилиной З.А., при участии от Межрайонной ИМНС России N 2 по Ленинградской области Демидовой Е.И. (доверенность от 08.09.2003), от унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" Навольнева Я.О., рассмотрев 24.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИМНС России N 2 по Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2003 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) по делу N А56-28427/03,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании штрафа с унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - УЖКХ) в размере 100 руб. за нарушение срока представления в налоговый орган декларации по налогу на прибыль.
Решением от 01.10.2003 исковые требования налоговой инспекции удовлетворены. С УЖКХ взыскан штраф в сумме 100 руб. в доход соответствующих бюджетов.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2003 решение отменено. Требования налоговой инспекции оставлены без рассмотрения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции как незаконное и необоснованное вследствие неправильного применения норм материального права, в частности статьи 98 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", неприменения статей 2, 101, 106 этого Закона, а также статей 104, 108, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2002 по делу N А56-17537/02 УЖКХ признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство по его принудительной ликвидации.
Налоговая инспекция после проведения камеральной проверки составила акт от 23.04.2003 о совершении ответчиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании акта ИМНС вынесено решение от 16.06.2003 N 11-20/7226 о привлечении УЖКХ к ответственности в виде штрафа в размере 100 руб.
Требованием N 484 налоговая инспекция предложила ответчику перечислить указанный штраф в бюджет до 26.06.2003. Поскольку штраф ответчиком не уплачен в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Судом первой инстанции не применены положения статей 11 и 126 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Инспекция не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
Вина УЖКХ установлена решением налоговой Инспекции от 16.06.2003, которым УЖКХ привлечено к ответственности. Это решение не оспорено установленным законом порядке и подлежит исполнению путем предъявления налоговой инспекцией соответствующего требования в рамках дела о банкротстве УЖКХ.
Проверка судом обоснованности такого требования в деле о банкротстве и признание его установленным повлечет взыскание налоговой санкции для исполнения решения Инспекции о привлечении УЖКХ к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации допускается исключительно судебный порядок взыскания налоговых санкций. На основании решения инспекции о привлечении должника к налоговой ответственности взыскание налоговых санкций может быть произведено только в судебном порядке. Признание судом в рамках дела о банкротстве обоснованным требования, предоставляющего собой налоговую санкцию, соответствует судебному порядку взыскания налоговых санкций.
Решение о привлечении УЖКХ к ответственности в виде штрафа вынесено Инспекцией 16.06.2003. Долг по уплате налоговой санкции, возникший после введения процедуры наблюдения в отношении УЖКХ, является его текущей задолженностью, требование об уплате которой предъявлено в период конкурсного производства. Требование о взыскании такого долга не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу подпункта шестого пункта 1 статьи 126 и подпункта четвертого пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Следовательно, в силу пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование, заявленное Инспекцией по данному делу, должно быть оставлено без рассмотрения как подлежащее рассмотрению в деле о банкротстве.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2003 по делу N А56-28427/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
КИРИЛЛОВА И.И.
ЧЕРТИЛИНА З.А.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2004 года Дело N А05-7345/03-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Афанасьева С.В. и Изотовой С.В., рассмотрев 16.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИМНС России по Пинежскому району Архангельской области на определение от 10.09.03 (судья Ивашевская Л.И.) и постановление апелляционной инстанции от 25.11.03 (судьи Сумарокова Т.Я., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7345/03-12,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пинежскому району Архангельской области (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Искра" (далее - Общество) 181 руб. налоговых санкций по решению Инспекции от 19.02.03 N 02-66/840 ДСП.
Определением от 10.09.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.03, заявление оставлено без рассмотрения в связи с тем, что в отношении Общества открыто конкурсное производство, и поэтому требование Инспекции должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
В кассационной жалобе Инспекция просит определение и постановление отменить, указывая на то, что налоговые санкции не относятся ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам и, следовательно, требование о взыскании налоговых санкций не может быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Участники процесса извещены о времени и месте рассмотрения дела, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 23.12.02 по делу N А05-14825/02-871/15 возбуждено дело о банкротстве Общества, введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.04.03 Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Варзумов Ф.Н.
По результатам выездной налоговой проверки, проведенной 31.01.03, Инспекция вынесла решение от 19.02.03 о привлечении Общества за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности в виде штрафа, предложив Обществу уплатить 181 руб. штрафа.
В связи с тем, что штраф не был уплачен, Инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о его взыскании.
Судом первой инстанции правильно применены положения статей 11 и 126 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ.
Инспекция не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
Вина Общества установлена решением Инспекции от 19.02.03, которым Общество привлечено к ответственности. Это решение не оспорено в установленном законом порядке и подлежит исполнению путем предъявления инспекцией соответствующего требования в рамках дела о банкротстве Общества.
Проверка судом обоснованности такого требования в деле о банкротстве и признание его установленным повлечет взыскание налоговой санкции для исполнения решения Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации допускается исключительно судебный порядок взыскания налоговых санкций. На основании решения инспекции о привлечении должника к налоговой ответственности взыскание налоговых санкций может быть произведено только в судебном порядке, на что правильно указано в кассационной жалобе. Признание судом в рамках дела о банкротстве обоснованным требования, представляющего собой налоговую санкцию, соответствует судебному порядку взыскания налоговых санкций.
Решение о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа вынесено Инспекцией 19.02.03. Долг по уплате налоговой санкции, возникший после введения процедуры наблюдения в отношении Общества, является текущей задолженностью Общества, требование об уплате которой предъявлено в период конкурсного производства. Требование о взыскании такого долга не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу подпункта шестого пункта 1 статьи 126 и подпункта четвертого пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ.
Следовательно, в силу пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование, заявленное Инспекцией по данному делу, должно быть оставлено без рассмотрения как подлежащее рассмотрению в деле о банкротстве.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 10.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 25.11.03 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7345/03-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пинежскому району - без удовлетворения.
Председательствующий
КИРИЛЛОВА И.И.
Судьи
АФАНАСЬЕВ С.В.
ИЗОТОВА С.В.