Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Гражданско-правовая ответственность законодателя

убытки вред

Сообщений в теме: 10

#1 Alex Solver

Alex Solver

    маленький злобный юрист. (цы)

  • продвинутый
  • 783 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 June 2013 - 18:08

Коллеги, есть интересная (на мой взгляд) тема для обсуждения.

Про статью 53 Конституции с ее принципом

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

и раскрывающие ее статьи 1069, 1070 ГК РФ написано много.

Но сталкивался ли кто-нибудь с требованием возмещения вреда, причиненного принятием "неправового" закона? Понятно, что в большинстве случаев непосредственно вред причиняется применением такого закона и требование можно связать с действиями конкретного органа исполнительной власти (чему и посвящена вся практика по 1069 ГК). Но означает ли это отсутствие возможности возмутиться действиями законодателя в принципе? Особенно федерального.

Расшифрую немного на частном примере.
Речь идет о свежем Постановлении КС РФ 13-П от 17.06.2013. Кто не в курсе: была признана неконституционной норма, на основании которой были заплачены публично-правовые платежи (взносы в ПФР), однако тем же Постановлением прямо было запрещено возвращать из ПФР перечисленные по такой норме суммы.

По моему мнению, налицо виновные действия федерального законодателя, который пренебрег конституционным запретом на принятие определенных законов. КС этот факт подтвердил, но лишил плательщиков права воспользоваться специальным порядком восстановления нарушенного права через процедуру возврата/зачета взносов.

Могут ли плательщики в таком случае воспользоваться общими правилами и требовать возмещения убытков из казны (имхо - нет никаких препятствий, но все же как-то тревожно...)? Кто-нибудь сталкивался с подобным, например, в отношении региональных законов или муниципальных НПА?


P.S. к модераторам: данная тема по сути дублирует эту, но поскольку в том разделе активность давно стремится к нулю, решил завести разговор здесь. Не судите строго. Если тема недостойна Глобальных - прошу снести в Общие.
  • 1

#2 february

february
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 84 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 July 2013 - 01:27

Поддержу вопрос, про муниципального законодателя.
В Самаре сложилась следующая ситуация: ЮЛ купило весьма недешевый земельный участок, с видом разрешенного использования - автостоянка, в территориальной зоне, град.регламент которой позволял построить гостиницу.
Получило градостроительный план земельного участка (стоило это ну очень прилично, в том числе неофициальных расходов), заказало инвестиционный проект стоимостью несколько миллионов рублей, на подходе было разрешение на строительство.
В 2010 году городская дума принимает новые правила застройки и землепользования, согласно которым данный участок стал относиться к рекреационной территориальной зоне, и строительство гостиницы там никак не предусмотрено, даже получение спец.согласования невозможно.
ЮЛ пошло в суд признавать недействующими ПЗиЗ. 2 инстанции требования удовлетворили, но ВАС РФ дело пересмотрел, в удовлетворении отказал.
Коллеги смотрели трансляцию, говорят, Иванов спросил представителей гор.администрации, считают ли они справедливым, что бизнес вкладывается в покупку земли, получение документов на строительство, а его потом так "заворачивают". Уж было воспылали надеждой, но увы.
Кому интересно, дело № А55-23145/2010, http://kad.arbitr.ru/Card/2a2f54aa-b115-4e33-ad66-fa27db82d608 . Есть еще аналогичное, на стадии первой инстанции после отмены в кассации и возвращения на новое.
Полагаю, что сейчас юристы ЮЛ пойдут взыскивать убытки. Буду следить за развитием событий, т.к. смена ПЗиЗ в Самаре - весьма занятный процесс, с непредсказуемыми последствиями, в том числе вышеописанными.
  • 0

#3 vlan

vlan
  • Старожил
  • 1032 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 July 2013 - 12:35

Полагаю, что сейчас юристы ЮЛ пойдут взыскивать убытки.

а какие основания? ВАС же не признал НПА по смене пЗиЗ незаконным? юр.лицо занимается предпринимательской деятельностью, сл-но несет предпринимательские риски. ну вот у них и не сложилось.
  • 0

#4 Alex Solver

Alex Solver

    маленький злобный юрист. (цы)

  • продвинутый
  • 783 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 July 2013 - 16:34

По муниципальному законодателю есть единичная, но положительная практика. Но там муниципальный НПА все же был признан незаконным... Имхо - это ключевое условие для требования убытков.

В Вашей ситуации можно зайти немного по другим основаниям. Сейчас по Москве, например, много практики взыскания убытков с города из-за расторжения инвестконтрактов. Правда, если разрешения на строительство даже не было и иных согласований от города...то, кмк, шансы минимальны.
  • 0

#5 Dispositus

Dispositus

    Δίκη

  • Старожил
  • 1198 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 July 2013 - 02:15

Вот интересно, Федеральным законом № 68 от 04.05.2010 г. был введен новый вид гражданского судопроизводства о рассмотрении компенсации за нарушение на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Аналогичные нормы закреплены и в материальном праве 1069, 1070 ГК. Также в Законах гражданских (Свод зак. т.Х ч. 1) ст.677 и в Уставе гражданского судопроизводства (УГС) ст.1331-1336 имеются нормы об ответсвенности (взыскании убытков) должностных лиц, судей, прокуроров и других чинов.


Интересно какова история этого института процессуального и материального права. Может кто знает как он появился в дореволюционной России, был ли он в судебных уставах Александра, своде законов (гражданских) может из Европы или Рима. Если кто знает поделитесь инфой плз.
  • 0

#6 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 July 2013 - 12:09

Dispositus, в сборнике памяти С.А. Хохлова "Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика" 1998 года есть статья, посвященная этим вопросам. Там появление норм об ответственности публичных органов в РСФСР (не в РИ) связывается с заимствованием из Германии, точнее - из ее веймарской конституции, правда, в ходе заимствования норма успела существенно измениться.
  • 0

#7 Dispositus

Dispositus

    Δίκη

  • Старожил
  • 1198 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 July 2013 - 23:47

Smertch
Спасибо большое пан Смерш :)
  • 0

#8 february

february
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 84 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 15 July 2013 - 10:35

Полагаю, что сейчас юристы ЮЛ пойдут взыскивать убытки.

а какие основания? ВАС же не признал НПА по смене пЗиЗ незаконным? юр.лицо занимается предпринимательской деятельностью, сл-но несет предпринимательские риски. ну вот у них и не сложилось.

Хм, уведомления об ответах в теме почему-то не приходят.

Орган власти выдал градостроительный план земельного участка для строительства, ЮЛ понесло расходы на подготовку проектной документации и т.п.
В целом спорно, согласна
  • 0

#9 Alex Solver

Alex Solver

    маленький злобный юрист. (цы)

  • продвинутый
  • 783 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 October 2015 - 16:09

http://www.kommersant.ru/doc/2827163

У темы есть шанс получить развитие...хотя надеюсь, что КС все же не возьмется идти наперекор очевидному и разумному...


  • 0

#10 greeny12

greeny12
  • Старожил
  • 10197 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 October 2015 - 19:00

У темы есть шанс получить развитие...хотя надеюсь, что КС все же не возьмется идти наперекор очевидному и разумному...

ПРАВИЛО.

Государство не может быть привлечено к какой-либо ответственности за принятые его органами (лицами, замещающими госдолжности) решения, если только вступившим в законную силу судебным актом компетентной инстанции не будет установлена виновность конкретных граждан в злоупотреблении правами, данными им государством для исполнения функций по замещаемым должностям (в т.ч. и в составе коллегиальных органов).


  • 0

#11 АлексКор

АлексКор
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 43 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 October 2015 - 22:30

Поддержу вопрос, про муниципального законодателя.
В Самаре сложилась следующая ситуация: ЮЛ купило весьма недешевый земельный участок, с видом разрешенного использования - автостоянка, в территориальной зоне, град.регламент которой позволял построить гостиницу.
Получило градостроительный план земельного участка (стоило это ну очень прилично, в том числе неофициальных расходов), заказало инвестиционный проект стоимостью несколько миллионов рублей, на подходе было разрешение на строительство.
В 2010 году городская дума принимает новые правила застройки и землепользования, согласно которым данный участок стал относиться к рекреационной территориальной зоне, и строительство гостиницы там никак не предусмотрено, даже получение спец.согласования невозможно.
ЮЛ пошло в суд признавать недействующими ПЗиЗ. 2 инстанции требования удовлетворили, но ВАС РФ дело пересмотрел, в удовлетворении отказал.
Коллеги смотрели трансляцию, говорят, Иванов спросил представителей гор.администрации, считают ли они справедливым, что бизнес вкладывается в покупку земли, получение документов на строительство, а его потом так "заворачивают". Уж было воспылали надеждой, но увы.
Кому интересно, дело № А55-23145/2010, http://kad.arbitr.ru...66-fa27db82d608 . Есть еще аналогичное, на стадии первой инстанции после отмены в кассации и возвращения на новое.
Полагаю, что сейчас юристы ЮЛ пойдут взыскивать убытки. Буду следить за развитием событий, т.к. смена ПЗиЗ в Самаре - весьма занятный процесс, с непредсказуемыми последствиями, в том числе вышеописанными.

 

до 1 января 2020 года субъект РФ может установить дополнительные основания для отказа Вам в предоставлении либо в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Например:

1.Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных Земельным Кодексом требований к образуемым земельным участкам (этот вопрос так же снимается кадастровым инженером, если он из вашей местности и со знанием правил землепользования и застройки вашего муниципального образования).
2. Несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (этот вопрос снимается так же грамотным отношением к своему делу кадастрового инженера и Вас).
3. Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ну тут ничего не поделаешь, но и ситуаций таких почти нереально «нарисовать», поэтому будем считать это объективным фактором).


Сообщение отредактировал АлексКор: 13 October 2015 - 22:30

  • 0





Темы с аналогичным тегами убытки, вред

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных