Про статью 53 Конституции с ее принципом
и раскрывающие ее статьи 1069, 1070 ГК РФ написано много.Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Но сталкивался ли кто-нибудь с требованием возмещения вреда, причиненного принятием "неправового" закона? Понятно, что в большинстве случаев непосредственно вред причиняется применением такого закона и требование можно связать с действиями конкретного органа исполнительной власти (чему и посвящена вся практика по 1069 ГК). Но означает ли это отсутствие возможности возмутиться действиями законодателя в принципе? Особенно федерального.
Расшифрую немного на частном примере.
Речь идет о свежем Постановлении КС РФ 13-П от 17.06.2013. Кто не в курсе: была признана неконституционной норма, на основании которой были заплачены публично-правовые платежи (взносы в ПФР), однако тем же Постановлением прямо было запрещено возвращать из ПФР перечисленные по такой норме суммы.
По моему мнению, налицо виновные действия федерального законодателя, который пренебрег конституционным запретом на принятие определенных законов. КС этот факт подтвердил, но лишил плательщиков права воспользоваться специальным порядком восстановления нарушенного права через процедуру возврата/зачета взносов.
Могут ли плательщики в таком случае воспользоваться общими правилами и требовать возмещения убытков из казны (имхо - нет никаких препятствий, но все же как-то тревожно...)? Кто-нибудь сталкивался с подобным, например, в отношении региональных законов или муниципальных НПА?
P.S. к модераторам: данная тема по сути дублирует эту, но поскольку в том разделе активность давно стремится к нулю, решил завести разговор здесь. Не судите строго. Если тема недостойна Глобальных - прошу снести в Общие.