Вопрос: В соответствии со ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон) с даты принятия Арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в том числе, снимаются ранее наложенные аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника Законом не предусмотрены. Является ли судебное решение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства основанием для снятия банком иных ограничений по распоряжению имуществом должника (клиента банка), а именно для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам должника? Если банк правомочен снять указанные ограничения самостоятельно, должен ли банк вернуть решение о приостановлении операций по счетам налоговому органу?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2006 г. N 03-02-07/1-203
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Основания и порядок приостановления операций по счетам в банке налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) - организаций, налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей регулируются ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно п. 4 ст. 76 Кодекса принятое в установленном порядке решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа (п. п. 5 и 6 ст. 76 Кодекса).
Кодексом не предусмотрены отмена решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке, а также возврат банком налоговому органу такого решения в связи с введением конкурсного производства в отношении клиента банка.
Учитывая изложенное, банк не вправе самостоятельно отменить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика - клиента этого банка и вернуть такое решение налоговому органу.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
01.08.2006
Интересно, может мы ошибаемся на счет Конституции РФ как Основного закона?
Налоговый кодекс противопостовляют равному ему по силе (но более позднему по принятию) ЗоН(Б)у.
Но в Минфине рассудили иначе: одного решения суда недостаточно для освобождения счета. Необходимо решение инспекции об отмене приостановления. Основания для этого чиновники усмотрели в Налоговом кодексе. Правила этого документа гласят, что банк без каких-либо условий должен исполнять решение о приостановлении (п. 4 ст. 76 НК РФ). И блокировка действует с момента, когда банк получит решение о приостановлении, до момента, пока не поступит решение об отмене (п. 5 и 6 ст. 76 НК РФ). На основании этих положений чиновники сочли, что решение суда об открытии конкурсного производства лишь повод отменить блокировку. А вот настоящая отмена наступит лишь после решения налоговиков.
Такая позиция невыгодна для фирмы-банкрота и ее кредиторов. Ведь не существует срока, в течение которого налоговики должны отменить блокировку после начала конкурсного производства. Поэтому теоретически они могут тянуть с этим довольно долго. А все это время компания не сможет оплачивать текущие обязательства и долги перед кредиторами.
Хорошо, что судебная практика по этому вопросу однозначная - не в пользу налоговый органов... пока не в пользу...


