Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

законопроект о нормативных правовых актах (НПА)


Сообщений в теме: 126

#1 AlVN

AlVN
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 52 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 April 2007 - 02:00

Продвинутые ЮрКлубовцы!

Хочу предложить обсудить утопическую тему: разработку законопроекта о НПА.
В начале 2006 года в Совете Федерации было принято решение "разработать и внести". Замаячила перспектива внесения законопроекта о НПА в Государственную Думу уже в сентябре-октябре 2007 года…

Вопрос главный:

Что Вы думаете по поводу этой затеи?

Хочется написать нормальный законопроект, чтобы он действительно помогал работать на практике…
Темы я изучил и уже нашел интересные суждения. Например, весьма информативное обсуждение признаков НПА...
Может кто-нибудь подскажет еще полезные обсуждения...

Какие трудности встречаются в Вашей практике, которые Вы связываете с отсутствием закона о НПА?

Общая информация об этом проекте на сайте Совета Федерации: комиссия по методологии.../мониторинг.../ рабочая группа... http://council.gov.r...p/rabgroup.html.

Буду признателен за любые идеи и советы. Обязуюсь дать развернутые пояснения на любые вопросы.

Сообщение отредактировал ultra vires: 09 August 2007 - 01:38

  • 0

#2 Adr

Adr

    Не лисичка, не хорек, юркий ласковый зверек

  • Старожил
  • 2859 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 April 2007 - 14:55

Есть специальный раздел. Зачем сюда-то с этим, здесь строгая специфика обсуждается.
  • 0

#3 Massive

Massive

    Большой человек

  • Модераторы
  • 7346 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 April 2007 - 17:05

Переношу в раздел "Законотворчество".
  • 0

#4 Et exspecto

Et exspecto
  • продвинутый
  • 575 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 April 2007 - 20:44

AlVN

В начале 2006 года в Совете Федерации было принято решение "разработать и внести". Ответственный координатор этого проекта (по стечению обстоятельств) – Ваш покорный слуга. Я изучил историю вопроса и понял безнадежность затеи. Мало того я сомневаюсь в целесообразности принятия этого закона, поскольку мне близок принцип приоритета стабильности над динамизмом, в том числе и применительно к законодательству. Однако никто не поинтересовался моим концептуальным видением проблемы, поэтому работать надо. Могу еще сказать, что замаячила перспектива внесения законопроекта о НПА в Государственную Думу уже в июне-июле 2007 года…


Посмотрите "Журнал Российского права" 1997-2001 гг., там точно был проект закона об НПА.
  • 0

#5 AlVN

AlVN
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 52 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 April 2007 - 23:12

Переношу в раздел "Законотворчество".


Спасибо за поправку.
Однако, полагаю что этой теме место в разделе "глобальное".
Подскажите, пожалуйста как привлечь к теме действительно заинтересованных специалистов. Может быть было бы полезно дать эту информацию в разделе объявления?
Я по ответам увидел некоторых пользователей, которые, как мне представляется проявляют интерес к фундаментальным вопросам права. Существует ли практика прямого приглашения к дискуссии?
Вообще то у меня идея "обкатать" механизм общественного обсуждения законопроекта...
  • 0

#6 Сатир

Сатир

    Юрист-металлист

  • Старожил
  • 7530 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 April 2007 - 08:56

AlVN

и понял безнадежность затеи

как грустно :D

я сомневаюсь в целесообразности принятия этого закона

Если в том виде, как уже принятый ГД в 1 чтении, то согласен.

Какие трудности встречаются в Вашей практике, которые Вы связываете с отсутствием закона о НПА?

В практике никаких. А теоретизировать о нормативности правового акта можно до бесконечности и до абсурда.

Подскажите, пожалуйста как привлечь к теме действительно заинтересованных специалистов. Может быть было бы полезно дать эту информацию в разделе объявления?

Достаточно появления темы здесь.

Существует ли практика прямого приглашения к дискуссии?

Наверное. Мне, бывает, в личку пишут с просьбой пообсуждать.

Сообщение отредактировал TheGusev: 24 April 2007 - 08:57

  • 0

#7 Publius

Publius
  • продвинутый
  • 696 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 April 2007 - 20:59

В одной из тем в этом разделе я выложил перевод нашего (украинского) законопроекта о законодательной деятельности. Не знаю, насколько он будет интересен для Вас, ежели захотите - найдете. Кроме того, у нас в парламент сейчас внесен проект закона об НПА, но он депутатский и качество явно оставляет желать лучшего. Ежели будет интересно, могу сбросить текст на "языке оригинала" и компьютерный перевод с украинского на русский.
Вообще же нужны по крайней мере стандарты разработки НПА. Их основы, видимо, надо регулировать законом. Кстати, в этом же законе можно попробовать провести и некое воплощение принципа стабильности, о котором Вы говорите (пройдет или не пройдет он при дальнейшем обсуждении проекта -уже другой вопрос).
Успехов! :D
  • 0

#8 Иван С.

Иван С.
  • ЮрКлубовец
  • 255 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 April 2007 - 00:22

AlVN

Я изучил историю вопроса и понял безнадежность затеи. Мало того я сомневаюсь в целесообразности принятия этого закона, поскольку мне близок принцип приоритета стабильности над динамизмом, в том числе и применительно к законодательству.

Почему сомневаетесь?! Имхо, такой ФЗ, как раз наоборот, очень нужен. Соглашусь с TheGusev - проект Лукьянова (если я не ошибаюсь), который давано-давно был принят Думой - не образец, но кое-что из него взять можно.
А вообще-то по теории НПА и их иерархии - достаточно много теории написано - почитайте, обобщите - вот Вам и готовый закон :D

А по поводу обсуждения - у Вас ведь уже есть наработки - вот и опубликуйте их (либо тут, либо статью куда-нибудь забахайте, а тут её выложите) - будет конкретный материал для обсуждения... А вообще идея правильная - общественное обсуждение законопроектов :)
  • 0

#9 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 April 2007 - 21:07

Уже высказывался по этому поводу немного в другом аспекте, но, для того, чтобы закон об НПА распространял свое действие и на федеральные законы, сам закон об НПА должен иметь статус конституционного, а принятие ФКЗ по этому поводу Конституцией не предусмотрено.

В любом случае при включении в закон о НПА ряда полезных положений его принятие можно будет только приветствовать.

Проект действительно здорово было бы обсудить :D
  • 0

#10 Сатир

Сатир

    Юрист-металлист

  • Старожил
  • 7530 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 April 2007 - 10:56

Serrj

чтобы закон об НПА распространял свое действие и на федеральные законы, сам закон об НПА должен иметь статус конституционного

Сам вынашивал такую же идею. Но, думаю, что это не так уж и обязательно. Определяет же, например, Гражданский кодекс (по сути являющийся обычным ФЗ), что другие ФЗ не могут противоречить ему. Это воля законодателя, так он её выразил.

а принятие ФКЗ по этому поводу Конституцией не предусмотрено.

А у нас много чего, что есть в законах, Конституцией не предусмотрено.
  • 0

#11 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 April 2007 - 11:41

А у нас много чего, что есть в законах, Конституцией не предусмотрено.

Конституция почти не ограничивает тематику федеральных законов и даже Закон о пчеловодстве вписался бы в рамки действующей Конституции, но ФКЗ могут приниматься только по вопросам, прямо в силу Конституции подлежащим урегулированию конституционными законами.

думаю, что это не так уж и обязательно. Определяет же, например, Гражданский кодекс (по сути являющийся обычным ФЗ), что другие ФЗ не могут противоречить ему

Именно потому, что приоритет ГК закреплен в самом ГК, он попирается направо и налево. Будь такое положение в ФКЗ, всё было бы яснее и проще.

Сообщение отредактировал Serrj: 26 April 2007 - 11:42

  • 0

#12 Сатир

Сатир

    Юрист-металлист

  • Старожил
  • 7530 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 April 2007 - 12:48

Конституция почти не ограничивает тематику федеральных законов

я не об этом, имелись в виду нарушения Конституции в законах.
  • 0

#13 AlVN

AlVN
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 52 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 April 2007 - 22:04

но ФКЗ могут приниматься только по вопросам, прямо в силу Конституции подлежащим урегулированию конституционными законами...

Очень верное замечание.

Мне близка противоположная позиция, выраженная достаточно внятно в помещенном ниже комментарии (есть в СПС "Гарант").

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

Комментарии к Конституции Российской Федерации подготовлены авторским коллективом в составе:

Е.Б.Абросимова, к.ю.н., доцент, заслуженный юрист РФ - ст. 120-122, 124, 126-128
В.И.Андрианов, к.ю.н., ст. научный сотрудник - ч. 4 ст. 15; ч. 1 ст. 17; ч. 3 ст. 46; ст. 61-63; ч. 2 ст. 67; п. "к" и "н" ст. 71; ст. 79; ст. 86; п. "г", "д" и "е" ст. 106
Г.В.Васильева, заслуженный юрист РФ - ст. 80-85, ст. 87-93, 110, 112, 113, 115, 116
А.С.Деденева, заслуженный юрист РФ - ч. 1, 2 ст. 75; ст. 114
В.И.Иванов, к.ю.н., доцент, заслуженный юрист РФ - ст. 28, 34, 40, 42, 44, 57, 58, 60
Р.И.Иванова, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ - ст. 7, 37-39, 41; ч. 1, 2, 4, 5 ст. 43
В.А.Кикоть, к.ю.н., профессор - преамбула; ст. 1-4, 8-10; ч. 1, 2 ст. 11; ст. 13, 14; ч. 2, 3 ст. 17; ст. 35, 36, 133-137
П.Е.Кондратов, к.ю.н., доцент, заслуженный юрист РФ - ст. 20-25, 47; ч. 2 ст. 48; ст. 49-53, 129
В.А.Кряжков, д.ю.н., профессор - ст. 5; ч. 3 ст. 11; ст. 12, 65, 66; ч. 3 ст. 67; ст. 68, 69, 70; п. "в" ст. 71 (регулирование и защита прав национальных меньшинств); п. "б" ч. 1 ст. 72 (защита прав национальных меньшинств); п. "м" ч. 1 ст. 72; ст. 74; ч. 3, 4 ст. 75; ст. 76-78, 130-133
Л.В.Лазарев, к.ю.н., доцент, заслуженный юрист РФ - ст. 6, 18, 26, 29, 30, 32, 55, 59, 64, 125;
М.Г.Мойсеенко, к.ю.н., доцент - ст. 71 (кроме п. "к" и "н"; п. "в" - совместно с Кряжковым В.А.); ст. 72 (кроме п. "м"; п. "б" - совместно с Кряжковым В.А.); ст. 73
Б.А.Страшун, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ - ч. 1-3 ст. 15; ст. 16, 94-101, 102 (кроме п. "г"), 103-105, 106 (кроме п. "г"-"е"), ст. 107-109, 111, 117
Х.Б.Шейнин, к.ю.н., заслуженный юрист РФ - ст. 19, 27, 31, 33; ч. 3 ст. 43; ст. 45; ч. 1, 2 ст. 46; ч. 1 ст. 48, ст. 54, 56, 118, 119, 123
Карпович В.Д., к.ю.н. - предисловие ко второму изданию

извлечение
Комментарий к статье 108

…Большинство авторов считают, что только указанные в приведенных статьях предметы могут и должны регулироваться федеральными конституционными законами. Есть, однако, и другая позиция, которая исходит из того, что предметы, указанные в вышеприведенном перечне статей, составляют лишь обязательный минимум для регулирования федеральными конституционными законами, тогда как Федеральное Собрание может в такой форме регулировать и другие общественные отношения, если сочтет это необходимым.
Пока нет официального толкования, данного Конституционным Судом, обе позиции имеют право на существование. Первая позиция обусловлена строго формальным подходом к проблеме. В пользу второй позиции имеются два аргумента - теоретический и практический.
Первый аргумент заключается в том, что приведенный перечень оставляет без внимания многие общественные отношения, имеющие по своему характеру конституционный характер. Не урегулированы, например, содержание и процедура заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, предусмотренных в ч. 3 ст. 11 Конституции, а ведь эти договоры с очевидностью регулируют конституционную материю - распределение компетенции между обоими уровнями управления. Очевидно, что данный институт нуждается в конституционном регулировании, которое может осуществляться посредством федерального конституционного закона. Да и такой акт, как ГК, две части которого, принятые до сих пор, подписаны Президентом РФ соответственно 30 ноября 1994 г. за N 51-ФЗ и 26 января 1996 г. за N 14-ФЗ (ч. I - СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3301; ч. II - СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 410) и который в публицистике называют конституцией рыночного хозяйства, должен был быть принят (если не целиком, то по крайней мере его часть первая) в форме федерального конституционного закона, тем более если есть намерение не допускать существования законодательных норм, ему противоречащих (согласно абз. 2 ч. 2 ст. 3 ГК, "нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу"). Сейчас же юридическая ситуация такова, что федеральный закон, содержащий нормы гражданского права, не соответствующие ГК, должен получить преимущество перед ГК, если издан позднее. Можно назвать ФЗ от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1998, N 10, ст. 1146), который непосредственно регулирует чисто конституционную материю.
Второй аргумент состоит в том, что на практике Федеральное Собрание уже вышло за рамки, содержащиеся в приведенном перечне. Например, ФКЗ от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ (СЗ РФ, 1995, N 42, ст. 3921) "О референдуме Российской Федерации" регулирует институт федерального референдума целиком, а не только порядок его назначения, как следовало бы, если буквально придерживаться текста п. "в" ст. 84 Конституции. Точно так же ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ (СЗ РФ, 1997, N 51, ст. 5712; 1998, N 1, ст. 1) регулирует статус Правительства в целом, а не только порядок его деятельности, как это предписывает ч. 2 ст. 114 Конституции. И этот подход Федерального Собрания единственно правилен, ибо иначе федеральные конституционные законы регулировали бы изолированные, притом не самые важные, элементы соответствующих правовых институтов.
К сожалению, порой Федеральное Собрание идет на поводу у консервативно мыслящих теоретиков той или иной отрасли права и, определяя форму законодательного акта, игнорирует требования Конституции. Так, многие специалисты в области процессуального права не приемлют для судебно-процессуальных кодексов форму федерального конституционного закона, хотя, согласно ч. 3 ст. 128 Конституции (см. комм. к указанной статье), порядок деятельности федеральных судов устанавливается федеральным конституционным законом. А этот порядок регулируется как раз процессуальными кодексами. В вопиющем противоречии с этим находится тот факт, что АПК от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ принят в форме обычного федерального закона. И проекты новых уголовного и гражданского процессуальных кодексов также пока что мыслятся как обычные федеральные законы. Можно привести кучу практических доводов в пользу этого, но ни одним из них нельзя обосновать несоблюдение конституционных положений.

Мы думаем о целесообразности обращения по этому вопросу в КС РФ...
  • 0

#14 AlVN

AlVN
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 52 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 April 2007 - 22:28

Очень интересный вопрос о приоритете.

А как Вы оцениваете это утверждение:
...В Постановлении от 29 июня 2004 года N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации признал, что федеральный законодатель, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами...

Как быть с остальными кодексами? Может быть выйти в законе о НПА на универсальную конструкцию: "все кодексы имеют приоритет"... или прописать диспозитив: "если иное не установлено..."?

Но, как только мы начинаем определять иерархию внутри федеральных законов мы, вероятно, должны определить и особенности их разработки, внесения и принятия.

Так же как это имеет место в отношении федерального бюджета, СРП, технических регламентов и др?

То есть выстраивать нужно систему в н у т р и массива федеральных законов?

Добавлено в [mergetime]1177604606[/mergetime]

Конституция почти не ограничивает тематику федеральных законов

я не об этом, имелись в виду нарушения Конституции в законах.


А безошибочное законотворчество разве возможно? На то у нас и КС, чтобы указывать законодателю на его ошибки.



Добавлено в [mergetime]1177604906[/mergetime]
ок. выкладываю отдельные наработки.

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


ГЛАВА 1
Конституционные основы правотворчества в Российской Федерации

Статья 1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

В Российской Федерации гарантируется принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих верховенство прав и свобод человека и гражданина.

Статья 2. Право на информацию о правотворчестве и правоприменении

1. В Российской Федерации обеспечивается право на всенародное обсуждение нормативных правовых актов, доступ к информации о реализации нормативных правовых актах.
2. В целях обеспечения в Российской Федерации права на информацию о состоянии правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина правотворческие органы создают системы правового мониторинга.
3. В Российской Федерации поощряется создание правовых информационных продуктов повышающих доступность информации в сферах правотворчества и правоприменения.

Статья 3. Общественное обсуждение проектов нормативных
правовых актов

В Российской Федерации обеспечивается всенародное обсуждение федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Статья 4. Участие граждан в правотворчестве

Граждане вправе участвовать в правотворчестве непосредственно путем референдума, через своих представителей в законодательных (представительных) органах власти и местного самоуправления, а также путем прямого обращения в органы власти.
Граждане могут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями о разработке проектов нормативных правовых актов, разрабатывать проекты нормативных правовых актов, поправки к нормативным правовым актам, вносить их через уполномоченных лиц в правотворческие органы.
Правотворческие органы обязаны обеспечить учет предложений граждан о разработке проектов нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, поправок к ним.

Статья 5. Гласность подготовки, принятия и реализации нормативных правовых актов

1. Каждый вправе высказывать свое мнение о проекте нормативного правового акта на всех стадиях работы над ним.
2. Мнение каждого по проекту нормативного правового акта должно быть учтено в порядке предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере правотворчества.
3. Средства массовой информации вправе, с учетом ограничений, установленных законодательством о государственной тайне освещать подготовку принятие и реализацию нормативных правовых актов.
  • 0

#15 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 April 2007 - 22:33

ГК, ... который в публицистике называют конституцией рыночного хозяйства, должен был быть принят (если не целиком, то по крайней мере его часть первая) в форме федерального конституционного закона

При всём моем уважении к ГК полагаю, что далеко не все в нем тянет на уровень ФКЗ (например, объем дееспособности малолетних детей; требования к форме сделок и т.д.). Конституционное значение в нем имеют лишь принципы и наиболее существенные нормы, принятые в их развитие, а также правила о создании и действии норм гражданского права, изложенные в гл. 1.

Кроме того, не следует ли из перечня тем для ФКЗ, прямо закрепленных в Конституции, что они во всяком случае относятся к публичным отношениям?

Конституционный Суд Российской Федерации признал, что федеральный законодатель, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами

КС это установил исходя из значимости и экстраординарности уголоного судопроизводства, его повышенной опасности для прав личности. Все прочие отношения, рутинные, таким признаком не обладают, и не факт, что КС признал бы конституционным аналогичный приоритет ГК.

Может быть выйти в законе о НПА на универсальную конструкцию: "все кодексы имеют приоритет"... или прописать диспозитив: "если иное не установлено..."?

А как быть с противоречиями ГК и ЗК, ГК и ЖК и т.д.? Нужно тогда предусмотреть и такую ситуацию. И опять же, если "иерархизирующий" НПА имеет тот же статус, что и "иерархируемые", эффект может оказаться слабоват.
  • 0

#16 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 April 2007 - 22:48

Покритиканствую:

В Российской Федерации гарантируется принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих верховенство прав и свобод человека и гражданина.

Красиво, но бессодержательно. Есть ст. 2 и 18 Конституции. И они-то в забвении, а ст. 1 проекта смотрится как декларация.

В Российской Федерации обеспечивается право на всенародное обсуждение нормативных правовых актов, доступ к информации о реализации нормативных правовых актах.

Этому праву должна корреспондировать чья-то конкретная обязанность, обставленная процедурами.

В целях обеспечения в Российской Федерации права на информацию о состоянии правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина правотворческие органы создают системы правового мониторинга.

Лишние синекуры. Судебная система – вполне эффективная организация обратной связи.

В Российской Федерации поощряется создание правовых информационных продуктов повышающих доступность информации в сферах правотворчества и правоприменения.

Как поощряется? В чем это выражается? Лучше подробно полазить по сайту http://www.legifrance.gouv.fr, понять принципы, на которых он основан и обязать государство сделать то же для нас, потому как www.systema.ru – это убого. В

Российской Федерации обеспечивается всенародное обсуждение федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Чем "гарантируется обсуждение" отличается от "гарантируется право на обсуждение"? Как гарантируется? Какими институтами, механизмами, процедурами?

Граждане вправе участвовать в правотворчестве непосредственно путем референдума, через своих представителей в законодательных (представительных) органах власти и местного самоуправления, а также путем прямого обращения в органы власти.

Это уже есть в Конституции.

Граждане могут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями о разработке проектов нормативных правовых актов, разрабатывать проекты нормативных правовых актов, поправки к нормативным правовым актам, вносить их через уполномоченных лиц в правотворческие органы.

Такому праву должна корреспондировать чья-то обязанность, признать каковой

Правотворческие органы обязаны обеспечить учет предложений граждан о разработке проектов нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, поправок к ним.

не представляется возможным. И сейчас каждый может написать в Думу письмо типа "А давайте примем закон о ...". и ему ответят что-то типа "Спасибо за обращение. оно рассмотрено и обязательно будет учтено".

Каждый вправе высказывать свое мнение о проекте нормативного правового акта на всех стадиях работы над ним.

Частный случай свободы слова.

Мнение каждого по проекту нормативного правового акта должно быть учтено в порядке предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере правотворчества.

См. выше.

Средства массовой информации вправе, с учетом ограничений, установленных законодательством о государственной тайне освещать подготовку принятие и реализацию нормативных правовых актов.

Какая может быть тайна, если НПА, касающиеся прав граждан, и все без исключения законы подлежат обязательному опубликованию?
  • 0

#17 AlVN

AlVN
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 52 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 April 2007 - 00:02

..... и "иерархируемые", эффект может оказаться слабоват.
(не получается работать с цитатами...)

Обоснованные сомнения... Так значит правила разрешения коллизий сформулировать невозможно в принципе? Или невозможно при сегодняшнем нашем законодательстве?

Добавлено в [mergetime]1177610532[/mergetime]

Покритиканствую:

В Российской Федерации гарантируется принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих верховенство прав и свобод человека и гражданина.

Красиво, но бессодержательно. Есть ст. 2 и 18 Конституции. И они-то в забвении, а ст. 1 проекта смотрится как декларация.

В Российской Федерации обеспечивается право на всенародное обсуждение нормативных правовых актов, доступ к информации о реализации нормативных правовых актах.

Этому праву должна корреспондировать чья-то конкретная обязанность, обставленная процедурами.

В целях обеспечения в Российской Федерации права на информацию о состоянии правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина правотворческие органы создают системы правового мониторинга.

Лишние синекуры. Судебная система – вполне эффективная организация обратной связи.

В Российской Федерации поощряется создание правовых информационных продуктов повышающих доступность информации в сферах правотворчества и правоприменения.

Как поощряется? В чем это выражается? Лучше подробно полазить по сайту http://www.legifrance.gouv.fr, понять принципы, на которых он основан и обязать государство сделать то же для нас, потому как www.systema.ru – это убого. В

Российской Федерации обеспечивается всенародное обсуждение федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Чем "гарантируется обсуждение" отличается от "гарантируется право на обсуждение"? Как гарантируется? Какими институтами, механизмами, процедурами?

Граждане вправе участвовать в правотворчестве непосредственно путем референдума, через своих представителей в законодательных (представительных) органах власти и местного самоуправления, а также путем прямого обращения в органы власти.

Это уже есть в Конституции.

Граждане могут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями о разработке проектов нормативных правовых актов, разрабатывать проекты нормативных правовых актов, поправки к нормативным правовым актам, вносить их через уполномоченных лиц в правотворческие органы.

Такому праву должна корреспондировать чья-то обязанность, признать каковой

Правотворческие органы обязаны обеспечить учет предложений граждан о разработке проектов нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, поправок к ним.

не представляется возможным. И сейчас каждый может написать в Думу письмо типа "А давайте примем закон о ...". и ему ответят что-то типа "Спасибо за обращение. оно рассмотрено и обязательно будет учтено".

Каждый вправе высказывать свое мнение о проекте нормативного правового акта на всех стадиях работы над ним.

Частный случай свободы слова.

Мнение каждого по проекту нормативного правового акта должно быть учтено в порядке предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере правотворчества.

См. выше.

Средства массовой информации вправе, с учетом ограничений, установленных законодательством о государственной тайне освещать подготовку принятие и реализацию нормативных правовых актов.

Какая может быть тайна, если НПА, касающиеся прав граждан, и все без исключения законы подлежат обязательному опубликованию?



Отлично. Это не критиканство. Это обоснованные сомнения. Спасибо. Если идти дальше, то следует соглашаться или нет с текстом. Например, положения конституции мы не транслируем принципиально? А как же ФКЗ о судебной системе, например? да и многие другие? То есть сложившуюся практику мы не учитываем?
По поводу деклараций тож двояко. Если деклараций нет ни в одном законе, о правах и свободах, о том что они высшая ценность наш доблестный правоприменитель забудет начисто...
Я еще вернусь к этой теме... признателен за помощь...
  • 0

#18 Сатир

Сатир

    Юрист-металлист

  • Старожил
  • 7530 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 April 2007 - 08:25

AlVN

выкладываю отдельные наработки.

Если бы Вы попались мне пару-тройку лет назад с такими наработками, то вышли бы от меня вспотевшим.

В Российской Федерации гарантируется принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих верховенство прав и свобод человека и гражданина.

Уже сказали, что пустышка. Согласен с этим. И как Вы это собираетесь гарантировать? А?

1. В Российской Федерации обеспечивается право на всенародное обсуждение нормативных правовых актов, доступ к информации о реализации нормативных правовых актах.

Как обеспечивается? НПА или их проектов? Очередная декларация.

2. В целях обеспечения в Российской Федерации права на информацию о состоянии правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина правотворческие органы создают системы правового мониторинга.

Ага, создадут прям сразу. "состоянии правового обеспечения прав и свобод" - звучит то как! Причём тут НПА.

3. В Российской Федерации поощряется создание правовых информационных продуктов повышающих доступность информации в сферах правотворчества и правоприменения.

Как поощрается? Вы для К+ и Гарант нулевую ставку по налогам установите?

В Российской Федерации обеспечивается всенародное обсуждение федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Зачем? Вот просто - зачем? Чего сейчас не хватает? Обсуждайте сколько угодно.

Граждане вправе участвовать в правотворчестве непосредственно путем референдума, через своих представителей в законодательных (представительных) органах власти и местного самоуправления, а также путем прямого обращения в органы власти.

Референдум как правотворчество - бред, причём полнейший. Это не правотворчество. Форма участия через представителей уже есть. А "путем прямого обращения", ну, как бы Вам сказать... В общем не надо допускать дилетантов к таким вопросам.

Граждане могут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями о разработке проектов нормативных правовых актов, разрабатывать проекты нормативных правовых актов, поправки к нормативным правовым актам, вносить их через уполномоченных лиц в правотворческие органы.

Могут. Только зачем? Лучше не надо.

Правотворческие органы обязаны обеспечить учет предложений граждан о разработке проектов нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, поправок к ним.

Вы или никогда не работали в таких органах, или только начинаете.

1. Каждый вправе высказывать свое мнение о проекте нормативного правового акта на всех стадиях работы над ним.

М-да, типа новая форма свободы слова :D

2. Мнение каждого по проекту нормативного правового акта должно быть учтено в порядке предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере правотворчества.

Прям таки каждого?

В целом: наработки не столько об НПА, сколько о каких-то мифических правах и обязанностях. Автор потерял предмет будущего закона.
И напоследок:

Если деклараций нет ни в одном законе, о правах и свободах, о том что они высшая ценность наш доблестный правоприменитель забудет начисто...

Хотел выругаться матом, но Arc запрещает. Поэтому скажу так: это, уважаемый, от Вас зависит (да и от всех нас). Если мы будем позволять кому-то забывать о наших правах, то мы этого заслуживаем. А декларации в законе - признак непрофессионализма.

С Serrj также согласен.
  • 0

#19 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 April 2007 - 11:07

AlVN

Например, положения конституции мы не транслируем принципиально? А как же ФКЗ о судебной системе, например? да и многие другие? То есть сложившуюся практику мы не учитываем?

Закон об НПА должен быть, по идее, переложением на язык предписаний двух разделов общей теории права - теории правотворчества (в частности, юридической техники) и теории применения права (в частности, толкования норм права).

Он должен отвечать насущным потребностям практики, отвечать на те вопросы, которые уже задает жизнь (например, что считать днем первого официального опубликования НПА - формально более позднюю дату публикации в "РГ" или формально более раннюю дату публикации в "СЗ РФ"?), а не на те, которыми никто никогда не задавался и не задастся (типа, как поощрять распространение правовых БД?)
  • 0

#20 --AlVN--

--AlVN--
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 27 April 2007 - 11:25

Serrj и TheGusev спасибо. Жесткая критика это то что надо. Для нас любое искреннее участие - неоценимая помощь. Я во многом разделяю ваши прагматичные подходы, но сам тоже связан определенными установками. Кстати, TheGusev пишет что

С Serrj также согласен.

однако ваши позиции не во всем совпадают... С чем же согласен? Для нас самое трудное - это в соответствии с политическими установками договориться в микрогруппах... потому что в "целом" все толерантные спасу нет, друг с другом согласные, а когда это в текст укладывать начинаешь, мало того, что позиции противоположные, еще и в комплексе над законом никто работать не хочет... все кусками...

Я попозже отвечу по каждому возразжению. Кстати с некоторыми навскидку согласен...
Повторюсь, для меня важна аргументированная критика.

Serrj и TheGusev, могу организовать приглашение в Совет Федерации. Так сказать для общения с активными экспертами.

Нам грубиянов не надо. Мы сами грубияны. (Ильф и Петров)
  • 0

#21 Сатир

Сатир

    Юрист-металлист

  • Старожил
  • 7530 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 April 2007 - 12:54

AlVN

однако ваши позиции не во всем совпадают... С чем же согласен?

Да, точнее будет "во многом согласен".

Для нас самое трудное - это в соответствии с политическими установками договориться в микрогруппах

Сочувствую. А для нас главное - получить работоспособный НПА.

могу организовать приглашение в Совет Федерации.

за чей счёт? :D

Нам грубиянов не надо. Мы сами грубияны. (Ильф и Петров)

хы-хы, Вы наверное в "Разном" ещё не были.

Кстати, почему Вы до сих пор

Awaiting Authorisation


?
  • 0

#22 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11326 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 April 2007 - 13:14

С содержательной точки зрения почему бы не обратиться к законодательству субъектов федерации? Например, в Свердловской области есть областной закон о правовых актах Свердловской области (в котором, кстати, установлен приоритет кодексов над текущими законами).
  • 0

#23 AlVN

AlVN
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 52 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 28 April 2007 - 11:48

почитайте, обобщите - вот Вам и готовый закон

:

Спасибо. Задача обобщения того что готовилось до нас по этому вопросу с самого начала работы подразумевалась как первоочередная. По иному работать было бы наверное непродуктивно.
Напомню, что работа над законом о НПА идет порядка 20 лет. Об этом нам рассказывали нам сами участники всей этой эпопеи. В частности, известный и весьма мною почитаемый Тихомиров Ю.А. Вот например, стенограмма с его выступлением: Стенограмма первого заседания рабочей группы
Если кому-то интересно могу порекомендовать краткий нормативный обзор, который мы делали год назад: Сборник материалов
  • 0

#24 Сатир

Сатир

    Юрист-металлист

  • Старожил
  • 7530 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 28 April 2007 - 13:31

AlVN

Сборник материалов

Вот за это спасибо. На выходных почитаю.

Согласен со Smertch, в рег. законах об НПА много интересного и полезного.
  • 0

#25 Publius

Publius
  • продвинутый
  • 696 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 28 April 2007 - 15:14

AlVN

Для нас самое трудное - это в соответствии с политическими установками договориться в микрогруппах...


Если наличие главы о конституционных основах - это неколебимая "политическая установка", то придется ее выполнять и наполнять главу повторениями Конституции и положениями, подозрительными с точки зрения их реальности, как тут правильно указывали коллеги.
Однако ж ИМХО это крайне нежелательно. Этот закон должен задать всем некие технические стандарты по разработке НПА, а получается, что в нем самом с самого начала наблюдаются отступления от требований законодательной техники (повторения уже имеющихся норм, наличие не продиктованных необходимостью декларативных положений и т. п.).
Поэтому не стоит ли вообще отказаться от такой главы (если это политическая установка, которую можно скорректировать)?
  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных