Ухов Владимир ЮрьевичИнститут чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерациидиссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право
авторефератРабота выполнена в Государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел
Российской Федерации
Научный консультант –
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Старостин Сергей Алексеевич
доктор юридических наук, профессор
Веремеенко Иван Иванович;
доктор юридических наук, профессор
Гончаров Игорь Владимирович;
Заслуженный деятель науки РФ, Академик
доктор юридических наук, профессор
Попов Лев Леонидович
Ведущая организация – Центр стратегических исследований МЧС России.
Предполагаемая дата защиты диссертации – 20 мая 2008 года На заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при Государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России» по адресу: 123995, г. Москва, Г–69 ГСП–5, ул. Поварская, д. 25.
Научная новизна исследования. В работе впервые комплексно рассмотрено чрезвычайное положение с точки зрения его места в общегосударственной системе обеспечения национальной безопасности, доказана необходимость дифференциации административно-правовых режимов в зависимости от условий их применения.
Оригинальным и вполне обоснованным является вывод о необходимости формирования Концепции национальной безопасности Российской Федерации не только на основе современных и динамично изменяющихся угроз, а, в первую очередь, на основе национальных интересов России, поскольку именно они в значительной степени стабильны и не подвержены влиянию различных факторов, в том числе и внешних.
Новизна исследования определяется также тем, что оно проведено на основе анализа современного административного, уголовного, гражданского законодательства. В работе обобщена и проанализирована правовая база деятельности МВД России по обеспечению чрезвычайного положения, выявлены ее пробелы, намечены пути совершенствования. Обоснована также необходимость разработки и принятия новых нормативных правовых актов, разработаны их проекты, в определенной степени устраняющие существующий пробел в нормативном регулировании интересующей нас деятельности, предложена Концепция качественно новой общероссийской системы обеспечения чрезвычайного положения, определены место и роль в ней органов и служб МВД России.
Научная новизна диссертации определяется еще и тем, что она является комплексной монографической работой теоретико-прикладного характера, посвященной решению крупной научной проблемы. Полученные научные результаты в определенной мере восполнят существующие пробелы в указанной области знаний.
Новизна исследования и в том, что основные ее положения ориентированы на совершенствование практической деятельности органов государственной власти, в том числе и МВД Российской Федерации при чрезвычайном положении.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие
основные положения:
1. Чрезвычайное положение в системе обеспечения национальной безопасности является одним из наиболее эффективных механизмов обеспечения социально приемлемого уровня безопасности личности и общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Российской Федерации, а также устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
Введение чрезвычайного положения меняет вектор правового регулирования в сторону повышения запретительного его способа, ограничений прав и свобод физических и юридических лиц в целях своевременной и эффективной защиты национальных интересов.
2. Авторский вывод о том, что законодательство о чрезвычайном положении, предоставляющее чрезвычайные полномочия органам государственной власти должно соответствовать следующим положениям: чрезвычайные полномочия должны быть предоставлены только при наличии чрезвычайных обстоятельств; перечень чрезвычайных обстоятельств введения чрезвычайного положения должен быть исчерпывающим, введение чрезвычайного положения по обстоятельствам, не указанным в законе не допускается; полномочия предоставляемые органам государственной власти должны соответствовать степени угрозы.
3. Уточненная содержательная характеристика Концепции национальной безопасности Российской Федерации, основу которой должны составить, прежде всего, национальные интересы России, а затем угрозы национальной безопасности.
4. Авторский вариант Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», включающий в себя не только положения, процедуры и т.д. введения чрезвычайного положения, но и механизм введения особого профилактического, промежуточного режима – особого положения.
5. Предложения по перераспределению полномочий по введению чрезвычайного положения с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Право вводить чрезвычайное положение на территории всей страны или отдельной ее части должно быть предоставлено как Президенту Российской Федерации, так и органам государственной власти субъектов Российской Федерации (на своей территории) и быть обусловлено исключительно обстоятельствами, по которым оно вводится.
Президент Российской Федерации вводит чрезвычайное положение на территории всей страны, либо отдельной ее части по обстоятельствам социального, природного, техногенного, либо иного характера.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вводят чрезвычайное положение на своей территории, либо ее части исключительно по обстоятельствам природного или техногенного характера.
6. Авторская классификация мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения: а) при введении чрезвычайного положения по обстоятельствам социального характера; б) при введении чрезвычайного положения по обстоятельствам природного, техногенного, либо иного характера. Особую группу составляют меры и временные ограничения, применяемые исключительно в условиях чрезвычайного положения и которые невозможно применять в обычных условиях либо при введении других режимов (военного положения, особого положения и т.п.).
7. Вывод о целесообразности введения нового вида административно-правового режима – особого положения. Особое положение – временный, правовой режим деятельности органов государственной власти, вводимый на определенной территории в целях принятия неотложных мер по недопущению возникновения чрезвычайных обстоятельств введения чрезвычайного положения, предусматривающий ограничение отдельных прав и свобод граждан, а также возложения на них дополнительных обязанностей. Данный режим должен предшествовать введению чрезвычайного положения и является более «мягким» по сравнению с ним.
8. Авторское предложение о необходимости правовой регламентации оснований и порядка отмены чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение – сложное, динамичное, правовое образование, развитие которого проходит три стадии: установление, обеспечение и отмену. Действующее законодательство регулирует только две первые стадии. В связи с этим предлагается ввести следующие процедуры отмены чрезвычайного положения.
Президент Российской Федерации полностью отменяет чрезвычайное положение на территории всей страны, либо отдельной ее части, введенное по обстоятельствам, изложенным в п.п. а) и б) ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении». Президент Российской Федерации вправе частично отменить чрезвычайное положение на территории всей страны, либо отдельной ее части, введенное по обстоятельствам, изложенным в п. б) ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации полностью либо частично отменяют свое решение о введении чрезвычайного положения на своей территории, либо отдельной ее части.
Полная отмена чрезвычайного положения возможна при устранении обстоятельств, представлявших непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации. Полная отмена чрезвычайного положения влечет за собой отмену всех использованных мер и временных ограничений прав и свобод граждан.
Частичная отмена чрезвычайного положения означает отмену отдельных прав и временных ограничений свобод граждан, а также освобождение их от дополнительных обязанностей. При полном устранении обстоятельств, послуживших основаниями введения чрезвычайного положения, оно отменяется полностью.
9. Авторские проекты положений «О временном специальном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение», «О федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение».
10. Авторская редакция ч. 1 ст. 20 Федерального закона 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:
1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае введения Указом Президента Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации чрезвычайного положения может вводиться особое управление этой территорией путем создания временного специального органа управления или федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Полномочия Высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть полностью или частично приостановлены.
Добавлено в [mergetime]1208350758[/mergetime]Верстова Маргарита Евгеньевна "Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей"диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право
авторефератДиссертация выполнена на кафедре финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России
Научный консультант:
доктор юридических наук, профессор
Запольский Сергей Васильевич
Официальные оппоненты:
доктор юридических наук, профессор
Винницкий Данил Владимирович
доктор юридических наук, профессор
Горбунова Ольга Николаевна
доктор юридических наук, профессор
Шохин Сергей Олегович
Ведущая организация – Институт государства и права РАН
Защита диссертации состоится 22 мая 2008 г. в 14 час. 30 мин. на заседании Диссертационного совета Д 203.002.06 при Академии управления МВД России по адресу: 125171, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8, ауд. № 404.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одной из первых в современной отечественной науке работой, посвященной комплексному, системному исследованию теоретико-правовых проблем обеспечения налоговыми и правоохранительными органами своевременного и полного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей при осуществлении налогового администрирования в Российской Федерации.
В целях повышения эффективности обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов автором представлена теоретико-правовая модель, позволяющая применить новые походы в регулировании способов обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, что является приращением научных знаний.
Выявлены основные тенденции и закономерности развития способов обеспечения обязательств и их влияние на институт обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов. В целях создания налоговыми и правоохранительными органами условий, обеспечивающих своевременную и полную уплату налогов и сборов, проанализированы особенности применения юридических конструкций гражданского права – залога имущества, поручительства и пени в налоговых отношениях.
В рамках проведенного автором исследования сформулированы выводы и предложения, представляющие научный интерес для теории налогового права и практики его реализации. Исследованы основные теоретико-методологические основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, противоречия и несогласованность действующего российского законодательства о налогах и сборах. Рассмотрены организационно-правовые вопросы деятельности налоговых и правоохранительных органов по обеспечению своевременного и полного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Установлены особенности участия органов внутренних дел и таможенных органов в обеспечении уплаты налоговых и таможенных платежей, пределы их вмешательства в сферу частных финансов.
Определены основные приоритеты, принципы и направления совершенствования порядка взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению своевременного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Обоснована необходимость усиления взаимодействия налоговых и правоохранительных органов (органов внутренних дел и таможенных органов). В частности, предложен авторский проект Положения «О взаимодействии органов внутренних дел Российской Федерации с налоговыми и таможенными органами Российской Федерации по выявлению и предупреждению налоговых и иных правонарушений», предусматривающий как методологическое, так и информационное взаимодействие. В целях наиболее полного и своевременного отражения сведений о налогоплательщиках и плательщиках таможенных платежей, мнения населения об эффективности деятельности налоговых и правоохранительных органов, представлен авторский проект Порядка электронного обмена информацией органов внутренних дел Российской Федерации с налоговыми и таможенными органами Российской Федерации.
Разработаны пути и методы совершенствования действующего законодательства о налогах и сборах, а также сформулированы предложения направленные на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков при проведении контрольных мероприятий налоговыми и правоохранительными органами.
Аргументировано положение об использовании банковской гарантии в качестве способа обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов и разработан авторский проект Порядка включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр (приложение 10).
На защиту выносятся теоретические положения и научные выводы, сформулированные автором, имеющие прикладное значение, а также рекомендации практического характера.
На защиту выносятся следующие положения и выводы диссертации:
1. Налоговые отношения, охватывающие широкий круг действий и событий, связанных с организацией налогообложения, уплатой налогов либо с уклонением от их уплаты, предполагают регулирование этих отношений средствами всех отраслей права с использованием разнообразного юридического инструментария. Правовой массив налогового регулирования, базирующийся в первую очередь на принципах административного права, уголовно-правовых запретах и иных средствах публичного воздействия на налогоплательщика при регламентации непосредственных имущественных отношений, складывающихся между налогоплательщиком и налоговым органом (налоговым агентом), опирается на инструментарий отраслей с диспозитивным регулированием в виде рецепции некоторых юридических конструкций, свойственных прежде всего гражданскому праву. Возникающая при этом комплексность правового эффекта, ставит налоговое право в особую категорию в системе российского права.
2. Особенности предмета налогового права предопределяют в соответствующих случаях, применение к налоговым отношениям гражданско-правовых конструкций, которые используются для регулирования представительства, надлежащего срока исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов, а также обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов залогом имущества, поручительством, пеней.
Специфика налоговых отношений, предполагает так же специальную процедурную организацию применения положений гражданского права при их регулировании.
3. В целях обеспечения налоговыми и правоохранительными органами своевременного и полного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, наряду с мерами государственного принуждения, включая юридическую ответственность за допущенное налоговое правонарушение, все большее значение начинают приобретать специальные меры превентивного воздействия – залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика. Цель их применения – экономическое стимулирование правомерного налогового поведения налогоплательщиков, а также создание юридических возможностей для восстановления нарушенного налогоплательщиками правопорядка в налоговой сфере.
4. Обеспечение исполнения налоговых обязанностей залогом имущества, поручительством, пеней – это применение предусмотренных законодательством о налогах и сборах специальных мер, выражающихся либо в возложении на должника дополнительных обязанностей в случае нарушения налоговых обязательств, либо в привлечении к исполнению обязательств наряду с налогоплательщиком-должником третьих лиц, а также в возможности резервирования заранее определенного имущества, за счет которого может быть исполнено налоговое обязательство.
Залог имущества, поручительство, пеня как способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по юридическому механизму действия существенно приближены к аналогичным институтам залога, поручительства и неустойки в гражданском праве, направленным на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязанностей.
5. Сочетание интересов государства и личности в сфере публично-правовых отношений наиболее полно выражается в применении юридических конструкций залога и поручительства в качестве способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Реализация налогоплательщиком своего права на предоставление в обеспечение налоговых платежей имущества в залог или поручительства выражает его положительную правовую мотивацию, направленную на исполнение налоговой обязанности. Это обусловлено механизмом обеспечительного действия данных способов: их применение дает надежные реальные гарантии соблюдения фискальных интересов государства. В то же время законодательно установленное условие о том, что использование залога имущества и поручительства возможно только в случаях изменения сроков уплаты налогов, фактически ограничивает их применение налоговыми органами и отрицательно сказывается на правоприменительной практике.
6. Банковская гарантия – наиболее эффективный способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей, специфический для таможенного регулирования. Важнейшая особенность банковской гарантии, делающая ее использование в таможенном деле более эффективной, состоит в сохранении ее силы независимо от возможного последующего уменьшения обязательства принципала, а также от того, что основное обязательство может быть вскоре прекращено или признано недействительным. Банковская гарантия является самостоятельным обязательством и не имеет акцессорного характера.
Учитывая сложившуюся эффективную практику применения в таможенном деле банковской гарантии, налоговым органам целесообразно в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов применять банковскую гарантию как письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта) по просьбе налогоплательщика (принципала) уплатить налоговому органу (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении налоговым органом письменного требования о ее уплате.
7. В целях защиты имущественных интересов налогоплательщиков, а также учитывая объективные трудности доказывания ущерба, причиняемого незаконным арестом имущества либо приостановлением операций по счетам, необходимо на законодательном уровне предусмотреть ответственность должностных лиц налогового (таможенного) органа за неправомерное наложение ареста (приостановление операций по счетам) при наличии их вины и закрепить данные составы в качестве налоговых правонарушений (судебный порядок привлечения к ответственности сохранится). Осуществление данной меры будет стимулировать должностных лиц добросовестно относиться к исполнению служебных обязанностей и в первую очередь брать в расчет не интересы вышестоящего налогового (таможенного) органа, заинтересованного в давлении на налогоплательщика, а личную ответственность за свои действия.
8. В целях расширения внешнеторгового сотрудничества, развития таможенной инфраструктуры, эффективного обеспечения уплаты таможенных платежей залог товаров и иного имущества, банковская гарантия, внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог), поручительство и страхование должны получить дальнейшее развитие в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в целях реализации фискальной функции таможенного регулирования. Все вышеуказанные способы обеспечения уплаты таможенных платежей представляют собой специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий.
9. Отсутствие доктринального понятия «налоговое обязательство» отрицательно сказывается на развитии совершенствования правового регулирования налоговых отношений. При этом, автор считает, что налоговое обязательство включает не только материально-правовые аспекты (определять объекты налогообложения, исчислять налоги), но и процедурные (вставать на налоговый учет в налоговом органе, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги в установленном порядке и сроки и т.д.).
На основании проведенного исследования автор полагает, что теория налогового права должна быть дополнена формулировкой дефиниции налогового обязательства.
10. Для осуществления эффективного налогового администрирования недопустимо дублирование отдельных функций налоговых и правоохранительных органов, так же, как и применение различных подходов к мерам обеспечения. В этой связи необходимо гармонизировать, упорядочить применение налоговыми и правоохранительными органами мер обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
В целях повышения эффективности обеспечения исполнения налоговых обязанностей, укрепления взаимодействия между налоговыми и правоохранительными органами по выявлению и предупреждению налоговых и иных правонарушений автором разработан проект Положения «О взаимодействии органов внутренних дел Российской Федерации с налоговыми и таможенными органами Российской Федерации по выявлению и предупреждению налоговых и иных правонарушений» (приложение 11).
11. Для дальнейшего совершенствования работы налоговых и правоохранительных органов по обеспечению условий контрольной деятельности за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также в целях наиболее полного и своевременного отражения сведений о налогоплательщиках и плательщиках таможенных платежей, по мнению автора, требуется создание единой информационно-аналитической системы налоговых и правоохранительных органов.
В работе представлен Порядок электронного обмена информацией органов внутренних дел Российской Федерации с налоговыми и таможенными органами Российской Федерации (авторский проект. Приложение 12).