Ситуация неприятная, как и сама просьба. Деньги всегда получаешь чужие, а отдаешь уже свои. Но что-то отвечать надо. И ваше поведение должно быть корректным в каждой конкретной ситуации.
Ситуация первая. Фальш-старт
Василий Никифорович решил развестись со своей супругой после 3 лет совместной жизни. Проконсультировался у адвоката, заключил договор и внес предоплату в размере 20 000 рублей. Чтобы через 3 дня помириться с супругой. Погорячился, с кем не бывает? Необходимость в судебном урегулировании конфликта отпала, и он радостный спешит к адвокату, чтобы вернуть уплаченные деньги.
К слову сказать, адвокат даже не успел приступить к работе над делом, так как Василий Никифорович не предоставил все документы по делу, необходимые для составления искового заявления.
Ситуация вторая. Проблемный клиент.
Любовь Николаевна, 1939 г.р., обратилась в юридическую фирму за судебной защитой своих прав. С её супругом обманным путем был заключен и зарегистрирован договора дарения квартиры, который она очень хочет оспорить.
По её делу до этого уже работал адвокат, от услуг которого она отказалась и вернула деньги. Первоначально, за её дело вообще не хотели браться — клиент шумный, ситуация запущена, перспективы мутные. Но она уговорила взяться за её дело, внесла символическую предоплату 100 00 рублей.
Проблемы начались уже на следующий день: постоянные звонки на мобильный телефон юриста, ведущего дело. «А может быть, еще написать в прокуратуру?», жалобы и причитания. Как потом посчитали, в среднем, было 3 звонка в день, ежедневно. Само дело тоже развивалось не лучшим образом. Его три раза футболили по подсудности.
Любовь Николаевна тоже «поспособствовала делу» - наотрез отказалась проводить судебно-психиатрическую экспертизу супруга. После очередного судебного заседания она заявила, что ей не понравилось, как представитель защищал её интересы. И она потребовала полного возврата уплаченных денежных средств. К слову сказать, на этом же судебном заседании она нецензурно выражалась в адрес ответчика, за что была оштрафована. Естественно, после подобной просьбы оказание услуг по договору было прекращено.
Разные ситуации — разные решения
В первом случае взаимных претензий между юристом и доверителем нет. На мой взгляд, правильным в первой ситуации будет возврат денег, за вычетом фактически понесенных расходов.
Посчитать их не так уж и сложно. Для этого вы должны знать себестоимость 1 часа вашего времени и скалькулировать понесенные временные расходы. Желательно, чтобы подобный пункт был в самом договоре.
Во втором случае — решать только вам. Кому-то дешевле просто не связываться. Адвокаты могут опасаться соответствующих жалоб в коллегию. Если же вы не имеете адвокатского статуса — зачастую разумным будет решить возникший спор в суде и взыскать судебные расходы с проигравшей стороны.
Финансовая сторона вопроса
Многие мои коллеги не любят возвраты по одной причине. Полученные от доверителя деньги слишком быстро тратятся. Так как грамотным финансовым планированием занимаются единицы, не всякий частнопрактикующий юрист готов достать из кармана пресловутые 30 000 рублей и вернуть их клиенту.
Этого, собственно говоря, и не нужно. Любой крупный возврат денежных средств советую оформлять официально: по заявлению, с заключением дополнительного соглашения, по которому возврат будет выполнен на банковский счет клиента в течение 30 или 60 дней (как вам больше нравится). Старая и очень мудрая поговорка гласит: ни один счет не должен быть оплачен раньше своего срока. Естественно, платеж выполняется в последний день.
Таким нехитрым способом вы снимете с себя необходимость быстрого поиска денег и снижаете финансовые риски. Некоторые юристы вовсе отказываются от возврата денежных средств, это условие обговаривается в договоре и клиент знает об этом при его подписании. Вполне достойный вариант, хоть и недостаточно гибкий.
Один из доверителей, которому я вернул денежные средства в полном объеме, уже привел мне 5 новых клиентов. Поэтому при выборе стратегии работы с возвратами, лучше руководствоваться не только краткосрочной, но и долгосрочной перспективой.
Сколько должно быть возвратов?
Если у вас совсем нет возвратов — это означает только одно. Вы недостаточно активно продаете и продвигаете свои услуги. Нормальный процент возвратов составляет от 5 до 10%. Поэтому, крайне желательно, чтобы:
1. условие о возврате денежных средств было напрямую прописано в вашем договоре;
2. по потенциально «возвратным» клиентам, вы максимально быстро начинали работу, чтобы даже в случае возврата можно было выставить счет на уже оказанные услуги.
Сообщение отредактировал Сергей Сименштейн: 19 March 2010 - 16:29


