Michael Все просто и в то же время сложно.
Кто как поступает при предъявлении покупателем требования о расторжении договора купли-продажи товара (в соответствии с п.1 ст. 18 Закона о ЗПП) и в какие сроки эти требования удовлетворяются??
Если, одновременно: предъявлено требование и возвращен товар.
Принять товар у потребителя - императив (абз. 2 п. 5 ст. 18). Но дальнейшие ваши действия, в отношении предъявленного требования (и товара) зависят от вашей расторопности. Расторгнуть или нет договор КП – право продавца. В то же время необоснованный отказ в удовлетворении требования потребителя может принести определенные убытки, как если спор будет разрешаться в судебном порядке.
В соответствие с вышеуказанной ссылкой на Закон следует провести проверку качества товара, т.е. выявить наличие (либо, соответственно, отсутствие) недостатков товара, в т.ч. и заявленных потребителем. Проверку желательно провести при принятии возвращаемого товара в присутствии потребителя; право потребителя присутствовоать, закреплено Законом. Рекомендуется принимать товар по акту, в котором следует отразить его наименование, артикул, состояние и комплектность. Заручитесь подписью потребителя под данным актом. Результаты проверки качества товара отражаете в акте под пунктом "состояние принимаемого товара". В дальнейшем, при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара, акт защитит от возможных недобросовестных измышлений потребителя относительно конкретных повреждений товара и времени их возникновения. Зачастую, при принятии товара, продавец не замечает, своевременно, что корпус изделия поврежден, следовательно, в дальнейшем, будет трудно доказать, что повреждение возникло не после его принятия у потребителя.
Если, по результатам проверки качества товара, продавец, для себя, убедился во мнении о возникновении недостатков товара до передачи товара потребителю, то, заявляя согласие расторгнуть договор КП, действительно возврат суммы следует произвести в течение 10 дней (ст. 22).
Если, имеются сомнения в отношении причин возникновения недостатков товара, вы обязаны за свой счет провести экспертизу товара. Сроки проведения экспертизы прямо Законом не регламентированы. Но на этот счет есть разъяснения и сложившаяся практика. В Законе прямая смысловая увязка между удовлетворением требования и сроком проведения экспертизы присутствует только в содержании п. 1 ст. 21, речь идет о сроке в 20 дней. Как правило, большинство продавцов этого срока и придерживаются, в ситуациях относительно требования о расторжении договора КП. Причем, при наличии заключения экспертизы, с выводом эксперта в пользу версии потребителя, и имеющимся "скрепящим зубами" желанием расторгнуть договор КП, возврат суммы следует произвести в выше обусловленный 20-ти дневный срок. Так как наличие заключения не в пользу продавца, служит основанием для удовлетворения требования потребителя, то дальнейшая отсрочка возврата суммы, будет необоснованной.
Но есть и иной взгляд на сроки удовлетворения требования потребителя. Исходя из смысла абз. 10 п. 3 главы VIII Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» утвержденные приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160 при заявленном требовании потребителя о расторжении договора купли-продажи товара, продавец должен провести экспертизу в срок не более 10 дней.
Но разъяснения обязательны для самого МАП. Трудно представить, что на практике, экспертизу любой сложности, можно провести в течение 10-ти дней.
Так же замечу, что потребителя следует заблаговременно (в разумный срок) поставить в известность о дате, времени и месте проведения экспертизы товара. Желательно письмом с уведомлением. Закон к этому не обязывает, но "учтивая упредительность" продавцу в копилку.
Об экспертизе можно излагать много и долго, но есть один момент, в отношении которого часто заблуждаются стороны. Экспертизу в порядке п. 5 ст. 18, на досудебной стадии, продавец может провести и, не обращаясь к сторонней организации. Ее можно провести силами своих штатных специалистов. Дипломированный специалист в вашем штате, с имеющейся в багаже приличной практикой работы в области изготовления или эксплуатации исследуемого товара, может справиться с поставленной задачей. Главное - соблюсти надлежащим образом все обычно предъявляемые к такой процедуре требования.
К чему нести расходы на проведение экспертизы в сторонней организации, как если, на практике, большинство экспертных заключений оспаривается потребителями в суде. Прибегать к услугам своего специалиста, следует только в случаях твердой уверенности, что недостатки товара возникли по вине потребителя.