Коллеги-железнодорожники, прошу высказывать соображения по следующему вопросу.
Заключен договор, предметом которого является оказание услуг, связанных с организацией перевозок грузов ж/д транспортом в собственных/арендованных вагонах исполнителя. По тексту - классический договор ТЭД на ж/д. Основные обязательства исполнителя:
1. Оплатить ж/д тариф при экспорте (груженые платформы);
2. Оплатить ж/д тариф при импорте (возврат порожних платформ);
3. Организовать перевозку в своих/арендованных вагонах (в другом месте – предоставить вагоны для перевозки).
По третьему пункту ставка указана следующим образом: «(экспорт) 950 рублей за вагон в сутки».
Сначала предполагалось, что вагоны будут использоваться только один, но потом их поставили «на круг» (загрузили - доставили - вернули - загрузили - … повторить).
Да, ставка НДС по договору – 0% (что также говорит в пользу ТЭД).
Перевозчик – РЖД.
В связи с постановкой вагонов «на круг» между сторонами возник спор о правовой природе их взаимоотношений и надлежащем порядке оплаты. По мнению Исполнителя, речь идет о «фактической аренде» вагонов. Соответственно, Исполнитель требует оплачивать предоставленные вагоны за «весь период их пользования», а именно: при экспортной перевозке груженого груза + при импортном возврате порожних платформ.
Клиент же полагает, что вагоны он в аренду не брал, ему была оказана экспедиторская услуга. И оплачивать ее он должен согласно условиям договора, сформулированным следующим образом:
«ЭКСПОРТ – Использование вагонов - 950 рублей за платформу в сутки;
«ЭКСПОРТ – оплата ж/д тарифа за перевозку груженых вагонов;
«ИМПОРТ – оплата ж/д тарифа за возврат порожних вагонов».
Т.е. платить собирается только за период движения груженых платформ до пункта назначения.
Я склоняюсь к тому, что это все-таки ТЭД, т.к.:
1. Предмет договора – оказание услуг, связанных с перевозкой грузов на платформах Исполнителя;
2. НДС-0% (Ну, вы поняли ….);
3. Клиент не принимал платформы от Исполнителя (нет актов) и в глаза их не видел. Факт подачи ГУ-12 с указание в соответствующей графе, что вагоны не принадлежат перевозчику не является подтверждением факта владения вагонами клиентом на основании договора аренды.
4. Если это аренда, то где согласован ее срок?
Буду благодарен за Ваши комментарии.
ГУ-12 подавал Клиент (грузоотправитель).
|
|
||
|
|
||
Аренда вагонов VS экспедиторская услуга
Автор Alex King, 14 May 2012 19:39
Сообщений в теме: 2
#1
Отправлено 14 May 2012 - 19:45
#2
Отправлено 14 May 2012 - 20:52
Из Письма Минтранса РФ от 20.05.2008 N СА-16/3729:
Услуга по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава имеет следующие отличия от имущественного найма (аренды) подвижного состава:
а) по целям договора. Цель договора аренды подвижного состава - получение во временное владение и пользование вагонов и контейнеров. Арендатор может использовать переданные ему вагоны и контейнеры по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда вагонов и контейнеров не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Транспортные компании при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава предоставляют вагоны и контейнеры под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения клиентом такого договора - обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование транспортного средства, как это имеет место быть в случае с договором аренды. Номера вагонов (контейнеров) указываются в транспортных железнодорожных накладных. Как правило, для подтверждения права на ставку НДС 0% представляется копия квитанции в приеме груза (лист 4 транспортной железнодорожной накладной) - экземпляр грузоотправителя;
б) по предмету договора. Предметом договора аренды подвижного состава являются индивидуально определенные вагоны и контейнеры (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду вагонов и контейнеров). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава Клиент не получает во владение вагоны и контейнеры, ему лишь предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указываются номера вагонов и контейнеров, сторонами не составляется акт приема-передачи вагонов и контейнеров клиенту;
в) по расчетам и срокам договоров. Арендная плата за подвижной состав никак не привязана к конкретной перевозке и начисляется исходя из количества дней нахождения объекта аренды у арендатора. Срок аренды также не привязан к конкретной перевозке и исчисляется по соглашению сторон (как правило, месяцами или годами). Напротив, услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).
Несколько смущает последний пункт с учетом того, что вагоны ходили по кругу.
Услуга по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава имеет следующие отличия от имущественного найма (аренды) подвижного состава:
а) по целям договора. Цель договора аренды подвижного состава - получение во временное владение и пользование вагонов и контейнеров. Арендатор может использовать переданные ему вагоны и контейнеры по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда вагонов и контейнеров не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Транспортные компании при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава предоставляют вагоны и контейнеры под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения клиентом такого договора - обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование транспортного средства, как это имеет место быть в случае с договором аренды. Номера вагонов (контейнеров) указываются в транспортных железнодорожных накладных. Как правило, для подтверждения права на ставку НДС 0% представляется копия квитанции в приеме груза (лист 4 транспортной железнодорожной накладной) - экземпляр грузоотправителя;
б) по предмету договора. Предметом договора аренды подвижного состава являются индивидуально определенные вагоны и контейнеры (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду вагонов и контейнеров). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава Клиент не получает во владение вагоны и контейнеры, ему лишь предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указываются номера вагонов и контейнеров, сторонами не составляется акт приема-передачи вагонов и контейнеров клиенту;
в) по расчетам и срокам договоров. Арендная плата за подвижной состав никак не привязана к конкретной перевозке и начисляется исходя из количества дней нахождения объекта аренды у арендатора. Срок аренды также не привязан к конкретной перевозке и исчисляется по соглашению сторон (как правило, месяцами или годами). Напротив, услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).
Несколько смущает последний пункт с учетом того, что вагоны ходили по кругу.
#3
Отправлено 15 May 2012 - 03:49
Привожу некоторые соображения касательно правовой природы отношений сторон (в части предоставления платформ). Прошу высказывать ваше мнение.
1.1. Предметом договора является оказание услуг по организации и сопровождению перевозок грузов истца в собственном/арендованном/имеющимся в распоряжении ответчика на ином законном основании подвижном составе (далее – подвижной состав).
К таким услугам относятся, в том числе, и услуги по подаче (предоставлению) под погрузку платформ (как в груженом, так и в порожнем состоянии). Соответствующие разъяснения даны в п. 4 Письма Минтранса РФ от 20.05.2008 N СА-16/3729.
Оказание услуг по подаче (предоставлению) под погрузку платформ (далее - Услуги) является самостоятельным видом деятельности на ж/д транспорте, не предполагающим ни передачу подвижного состава в аренду истцу, ни обязанности ответчика осуществить доставку вверенного ему груза в пункт назначения.
1.1.1.Отличия Услуги от аренды платформ:
1) по целям договора. Цель договора аренды платформ - получение во временное владение и пользование платформ. Арендатор может использовать переданные ему платформы по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда платформ не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Ответчик при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку платформ предоставляет платформы под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения истцом такого договора - обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование платформ, как это имеет место быть в случае с договором аренды.
2) по предмету договора. Предметом договора аренды платформ являются индивидуально определенные платформы (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду платформ). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При исполнении договора ответчик не получал платформы во владение, ему лишь предоставлялось право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указывались номера платформ, сторонами не составлялся акт приема-передачи платформ ответчику;
3) по расчетам. При арендных отношениях общий размер арендной платы зависит от продолжительности фактического пользования имуществом арендатором. Однако в договоре согласован иной порядок оплаты Услуги. Согласно условиям договора плата за Услугу (предоставление собственного/арендованного подвижного состава) вносится только в период осуществления экспортной перевозки (груженого рейса). Внесение платы при осуществлении обратного возврата платформ на станцию назначения договором не предусмотрена.
4) по условиям начисления НДС. Согласно налоговому законодательству с 1 января 2011 г.:
1) услуги по предоставлению (подаче) под погрузку ж/д платформ для осуществления международных перевозок и перевозок по территории РФ экспортируемых товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
2) услуги по сдаче в аренду (субаренду) платформ подлежат налогообложению НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина РФ от 11.01.2011 N 03-07-08/02, от 20.01.2011 N 03-07-08/14, от 28.01.2011 N 03-07-08/28.
Договором предусмотрено, что договорная цена услуги подлежит налогообложению НДС по ставке 0%. Данное обстоятельство подтверждает, что воля сторон при заключении договора не была направлена на установление арендных отношений.
5) Как указывалось выше, стороны не подписывали актов приема-передачи, их представители физически не присутствовали при передаче платформ в пользование. По результатам исполнения договора стороны подписали акты об оказанных услугах, но не акты возврата платформ.
1.1.2.Отличия Услуги от договора перевозки.
Понятие перевозчик определено в статье 2 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и в статье 2 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. На железнодорожном транспорте в качестве транспортной накладной используется транспортная железнодорожная накладная.
Согласно законодательству РФ перевозчик должен иметь лицензию на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с условиями договора Ответчик не принимал на себя вышеперечисленные обязательства, груз к перевозке не принимал. Железнодорожная накладная была выдана фактическим перевозчиком - ОАО «РЖД».
С учетом изложенного, отношения сторон не могут быть квалифицированы как договор перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Вывод: между сторонами был заключен договор на оказание услуг по подаче (предоставлению) под погрузку платформ. Оказание названных услуг является самостоятельным видом деятельности на ж/д транспорте, не имеющим отношения ни к аренде, ни к перевозке. Тот факт, что платформы были «поставлены на круг» правовую природу договора не изменяет.
2. С учетом изложенного имеем спор о толковании условия договора, регулирующего стоимость услуги «предоставление собственного/арендованного подвижного состава» (Услуга). Суд будет толковать спорное условие с учетом положений ст. 431 ГК РФ. Следует напирать на первый абзац указанной статьи: «при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом».
А буквальное значение спорного условия следующее: договорная цена Услуги составляет ххх рублей за платформу в сутки в период экспортной перевозки (груженого рейса). Оплата услуги в период возврата платформы (импорт) договором не предусмотрена.
1.1. Предметом договора является оказание услуг по организации и сопровождению перевозок грузов истца в собственном/арендованном/имеющимся в распоряжении ответчика на ином законном основании подвижном составе (далее – подвижной состав).
К таким услугам относятся, в том числе, и услуги по подаче (предоставлению) под погрузку платформ (как в груженом, так и в порожнем состоянии). Соответствующие разъяснения даны в п. 4 Письма Минтранса РФ от 20.05.2008 N СА-16/3729.
Оказание услуг по подаче (предоставлению) под погрузку платформ (далее - Услуги) является самостоятельным видом деятельности на ж/д транспорте, не предполагающим ни передачу подвижного состава в аренду истцу, ни обязанности ответчика осуществить доставку вверенного ему груза в пункт назначения.
1.1.1.Отличия Услуги от аренды платформ:
1) по целям договора. Цель договора аренды платформ - получение во временное владение и пользование платформ. Арендатор может использовать переданные ему платформы по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда платформ не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Ответчик при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку платформ предоставляет платформы под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения истцом такого договора - обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование платформ, как это имеет место быть в случае с договором аренды.
2) по предмету договора. Предметом договора аренды платформ являются индивидуально определенные платформы (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду платформ). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При исполнении договора ответчик не получал платформы во владение, ему лишь предоставлялось право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указывались номера платформ, сторонами не составлялся акт приема-передачи платформ ответчику;
3) по расчетам. При арендных отношениях общий размер арендной платы зависит от продолжительности фактического пользования имуществом арендатором. Однако в договоре согласован иной порядок оплаты Услуги. Согласно условиям договора плата за Услугу (предоставление собственного/арендованного подвижного состава) вносится только в период осуществления экспортной перевозки (груженого рейса). Внесение платы при осуществлении обратного возврата платформ на станцию назначения договором не предусмотрена.
4) по условиям начисления НДС. Согласно налоговому законодательству с 1 января 2011 г.:
1) услуги по предоставлению (подаче) под погрузку ж/д платформ для осуществления международных перевозок и перевозок по территории РФ экспортируемых товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
2) услуги по сдаче в аренду (субаренду) платформ подлежат налогообложению НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина РФ от 11.01.2011 N 03-07-08/02, от 20.01.2011 N 03-07-08/14, от 28.01.2011 N 03-07-08/28.
Договором предусмотрено, что договорная цена услуги подлежит налогообложению НДС по ставке 0%. Данное обстоятельство подтверждает, что воля сторон при заключении договора не была направлена на установление арендных отношений.
5) Как указывалось выше, стороны не подписывали актов приема-передачи, их представители физически не присутствовали при передаче платформ в пользование. По результатам исполнения договора стороны подписали акты об оказанных услугах, но не акты возврата платформ.
1.1.2.Отличия Услуги от договора перевозки.
Понятие перевозчик определено в статье 2 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и в статье 2 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. На железнодорожном транспорте в качестве транспортной накладной используется транспортная железнодорожная накладная.
Согласно законодательству РФ перевозчик должен иметь лицензию на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с условиями договора Ответчик не принимал на себя вышеперечисленные обязательства, груз к перевозке не принимал. Железнодорожная накладная была выдана фактическим перевозчиком - ОАО «РЖД».
С учетом изложенного, отношения сторон не могут быть квалифицированы как договор перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Вывод: между сторонами был заключен договор на оказание услуг по подаче (предоставлению) под погрузку платформ. Оказание названных услуг является самостоятельным видом деятельности на ж/д транспорте, не имеющим отношения ни к аренде, ни к перевозке. Тот факт, что платформы были «поставлены на круг» правовую природу договора не изменяет.
2. С учетом изложенного имеем спор о толковании условия договора, регулирующего стоимость услуги «предоставление собственного/арендованного подвижного состава» (Услуга). Суд будет толковать спорное условие с учетом положений ст. 431 ГК РФ. Следует напирать на первый абзац указанной статьи: «при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом».
А буквальное значение спорного условия следующее: договорная цена Услуги составляет ххх рублей за платформу в сутки в период экспортной перевозки (груженого рейса). Оплата услуги в период возврата платформы (импорт) договором не предусмотрена.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных


