Но это касается исключительно арбитражных судов. Аналогичной новеллы в ГПК, ставившей бы акты ВАС в ряд с актами ВС, не имеется.
Ситуация обновилась. В чём-то лучше, в чём-то хуже. Конкретно: в ходе процессуальной революции (закон 2018 г., который вступил в силу с 1 октября 2019 г.) появилась аналогичная новелла в ГПК. Аналогичная, да не совсем. К моему сожалению.
В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Как видим, никаких "сохранивших силу постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ" в "аналогичной" норме ГПК нет. И не предвидится уже. Более того, данную норму теперь можно истолковать в практике как препятствующую ссылаться в текстах решений судов общей юрисдикции на разъяснения норм ВАС РФ и на конституционно-правовой смысл решений КС РФ. Ну, с решениями КС РФ я, наверное, поторопился, а вот ссылки на определения КС РФ судьи СОЮ теперь смогут игнорировать.
Но меня сейчас волнует именно ВАС. По двум темам: по регулированию прав общих долей в нежилых зданиях (по делам из компетенции СОЮ) и по административным правонарушениям (рассматриваемым СОЮ). Во многих случаях определённые разъяснения ВАС реально могут сконструировать позицию по делу, тогда как их неприменение судом общей юрисдикции не позволит защитить интересы доверителя, более того, позволяет судье оценочным образом принять произвольное решение.
Вопрос: что реально сейчас происходит с применением в СОЮ разъяснений Пленумов и Президиумов ВАС? Применяются? У кого-то из коллег были случаи принципиального игнорирования или нежелания судьи СОЮ применять данные источники?