с судебкой в К+ как-то на эту тему не особо хорошо, зато нашел такую вот статью
АВТОПОЕЗД, БУКСИРОВКА И ОСАГО
А.Н. ТАНАГА
Буксировка
Не является автопоездом сцепка механических транспортных средств (в автопоезде - механическое транспортное средство с прицепом) для буксировки одного другим (буксировка двух и более транспортных средств запрещена п. 20.4 Правил дорожного движения). Каждое механическое транспортное средство приводится в действие собственным двигателем, буксировка же требует тягового усилия буксирующего транспортного средства по передвижению буксируемого.
При буксировке каждое транспортное средство сохраняет юридическую самостоятельность друг по отношению к другу.
Иногда сцепка (гибкая или жесткая) разрывается и происходит столкновение участвующих в буксировке автомобилей, вызывающее механические повреждения каждого. Так как налицо взаимодействие источников повышенной опасности, отношения из причинения вреда подчиняются правилам генерального деликта (ст. 1064 ГК РФ).
В практике ставится проблема определения именно обязанного по ОСАГО страховщика: застраховавшего ответственность владельца буксируемого или буксирующего автомобиля.
В конце 2009 г. данный вопрос был вынесен на Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа. Во избежание обвинений в неправильном толковании вывода приведем полный его текст: "Страховое возмещение должна выплатить страховая компания, в которой застрахована ответственность владельца буксируемого автомобиля, т.к. по полису ОСАГО собственника буксируемого автомобиля считается застрахованной также гражданская ответственность любого законного владельца, в т.ч. владельца основного транспортного средства, к которому на жесткой сцепке присоединен буксируемый автомобиль. Страховой случай имеет место, поскольку вред причинен другому лицу при использовании транспортного средства, поэтому возникла обязанность страховой компании осуществить страховую выплату" <4>.
--------------------------------
<4> Справочные материалы к заседанию научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа 27 нояб. 2009 г. (Вопрос 12). Ставрополь, 2009. С. 28 - 29.
Примечательно, что сам вопрос ставился о выборе обязанного страховщика по ОСАГО, а не по иному виду страхования! Для опровержения рекомендованного судам вывода необходимо обратиться к классификации видов страхования. ОСАГО относится к имущественному страхованию, представленному в отечественном гражданском праве тремя видами: страхованием имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков. Само название относит его ко второму виду, а последний делится на страхование деликтной ответственности (ст. 931 ГК РФ) и страхование ответственности договорной (ст. 932 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 6 Закона об ОСАГО объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Таким образом, ОСАГО представляет собой разновидность страхования деликтной ответственности, возникающей при внедоговорном нарушении абсолютных прав, повлекшем возникновение вреда. Таким образом, по договорам ОСАГО может быть застрахована лишь ответственность, возникающая на основании норм гл. 59 ГК РФ.
Теперь необходимо определить правовую природу отношений по буксировке. Анализ системы юридических фактов, которые могут служить основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ), приводит к однозначному выводу о возможности возникновения буксировочного правоотношения исключительно на основании соглашения сторон - гражданско-правового договора (буксировки). Данный договор прямо не закреплен в Гражданском кодексе РФ, но известен в системе транспортных соглашений.
Нормы о деликтной ответственности (гл. 59 ГК РФ) не применяются к договорным отношениям, за исключением случаев т.н. "ответственности продуцента" (§ 3 гл. 59 ГК РФ).
Ответственность сторон любого договора, в т.ч. договора буксировки, в рамках относительного правоотношения контрагентов строится на нормах гл. 25 ГК РФ. Такая ответственность называется в гражданском праве договорной, страхование риска наступления которой осуществляется на основании ст. 932 ГК РФ.
ОСАГО представляет собой разновидность страхования риска деликтной ответственности, возникающей при внедоговорном причинении вреда.
Соответственно, в силу того, что при буксировке отношения сторон всегда основаны на договоре, при причинении вреда в рамках отношений "буксир - буксируемый" (т.е. если речь не идет о причинении вреда третьим лицам) деликтное правоотношение возникнуть не может. На отношения страхования риска договорной ответственности действие законодательства об ОСАГО не распространяется. Страховой случай по ОСАГО в последнем примере не наступил. Соответственно, в ответе на поставленный вопрос о страховой компании, которая будет обязана произвести выплату по договору ОСАГО, следует сказать, что ни страховая компания буксира, ни страховая компания буксируемого не должны выплачивать страховое возмещение по ОСАГО.
Конечно, в рамках одной статьи невозможно изложить все аспекты участия автопоездов и буксиров в правоотношениях по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поэтому представлены лишь наиболее актуальные и злободневные.