короче, вдруг кому пригодится - составила я служебную записку. первую в своей жизни. оцените, пожалуйста, начальник говорит, что поверхностно.
30.12.2014 г. ОАО «***» обратился в Управление транспортной безопасностью Росжелдора с заявлением об исключении пути необщего пользования (ПНП) ОАО «***» протяженностью 2191,6 пм, примыкающего к станции Вахитово Горьковской железной дороги из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
03.06.2015 г. исх. Письмом № УТБ-6/10 Федеральное агентство железнодорожного транспорта в ответ на данное обращение отказало ОАО «****» в исключении вышеуказанных ПНП из Реестра, поскольку порядок исключения объектов из Реестра законодательно не урегулирован. В связи с этим Росжелдор исключает объекты из Реестра лишь в случае физического прекращения существования/функционирования ОТИ, а также в случае демонтажа места примыкания. Данные основания не относятся к рассматриваемому случаю.
Согласно Порядку ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному приказом Министерства транспорта РФ от 29 января 2010 г. N 22 основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа (п. 11 Порядка). В случае с путями необщего пользования таким органом является Росжелдор, согласно положению о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 397.
Учитывая отказ Федерального агентства железнодорожного транспорта в исключении спорного объекта из Реестра, целесообразно решение данного спора в судебном порядке.
Исходя из судебной практики иски предприятий об исключении из Реестра ОТИ, признании неправомерным бездействия Росжелдора, выражающегося в непринятии решения об исключении объектов из Реестра не удовлетворяются до утверждения Правительством Российской Федерации проекта постановления «Об определении участков железнодорожных путей, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования». Данный проект был внесен на рассмотрение в сентябре 2014 г, по имеющейся информации сроки его принятия спрогнозировать не удается.
В то же время возможно подать исковое заявление о признании путей необщего пользования ОАО «***» протяженностью 2191,6 пм, примыкающего к станции Вахитово Горьковской железной дороги утратившими статус объекта транспортной инфраструктуры.
Росжелдор исключает из Реестра ОТИ объекты на основании законных решений, а именно: ликвидация предприятия или организации; утраты прав собственника; прекращение функционирования объекта (для путей необщего пользования - это демонтаж точки примыкания); по решению суда.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 16-ФЗ Федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», изменилось определение ОТИ, исключен термин «железнодорожный путь» и включен термин «участки железнодорожных путей».
Указанное изменение было внесено для определения полного и конкретного перечня железнодорожных путей, которые необходимо категорировать Росжелдору. Законом 16-ФЗ установлено, что перечень участков железнодорожных путей определяется постановлением Правительства РФ.
При этом Росжелдор с 6 мая 2014 года прекратил осуществлять категорирование железнодорожных путей, так как термин «участки железнодорожных путей» не обозначен в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 55056-2012 и необходим нормативно-правовой акт, который раскрывает указанный термин.
Таким образом, поскольку участки железнодорожных путей на данный момент Росжелдором не категорируются, а термин «железнодорожный путь» исключен из определения ОТИ, путь необщего пользования ОАО «***» решением суда может быть признан утратившим статус объекта транспортной инфраструктуры, а данное решение, в свою очередь, может послужить основанием для исключения его Росжелдором из Реестра объектов транспортной инфраструктуры.
В случае, если решением суда в исковых требованиях будет отказано (учитывая отсутствие судебной практики с подобной формулировкой исковых требований считаю это возможным), необходимо будет действовать следующим образом.
Подавляющим большинством судебных решений отменяются постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 11.15.1 КоАП РФ и предписания компетентных органов (в частности Управлений государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) по тем основаниям, что в новой редакции п. 5 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», в отличие от ранее действовавшей редакции, дан закрытый перечень объектов транспортной инфраструктуры, в который пути необщего пользования не входят.
Следовательно, в случае отказа в исковых требованиях и до утверждения Правительством РФ постановления «Об определении участков железнодорожных путей, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования» целесообразно будет всякий раз обжаловать постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 11.15.1 КоАП РФ и предписания компетентных органов.
После утверждения вышеуказанного проекта будет вновь обратиться с заявлением об исключении пути необщего пользования из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Управление транспортной безопасностью Росжелдора, при отказе – обратиться в суд с исковым заявлением о признании такого решения незаконным.