Возник следующий вопрос по поводу законности ограничения капитанами морских портов перегруза с судна на судно в морских портах только на рейдовых перегрузочных комплексах, в связи с чем хотелось бы выслушать мнение уважаемых форумчан, которым данная тема близка.
Пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг.
Приказом Минтранса РФ от 29.04.2009 №68 были утверждены Правила оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно (далее – Правила).
Между тем, из Правил невозможно установить – что собой представляют «обычно оказываемые» услуги по организации перегрузки грузов с судна на судно, поскольку в отличие от Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденных приказом Минтранса России от 09.07.2014 №182 (п.6), предмет таких услуг Правилами не определен.
Кроме того, в пункте 5 Правил определено, что услуги по организации перегрузки грузов с судна на судно оказываются грузовладельцем либо судовладельцем судна с грузом, предназначенным для перегрузки на другое судно (выгружающее судно), либо судовладельцем судна, принимающего груз с выгружающего судна или судна-накопителя (принимающее судно), либо иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – оператор).
Из указанной нормы следует, что оператором может являться:
1. грузовладелец либо судовладелец судна с грузом;
2. судовладелец судна, принимающего груз с выгружающего судна;
3. судовладелец судна-накопителя;
4. иные юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Далее, пунктом 9 Правил устанавливается, что осуществление в морском порту перегрузки грузов с судна на судно без согласования с капитаном морского порта не допускается, а для согласования требуется чтоб оператор, намеревающийся оказывать услуги по организации перегрузки грузов с судна на судно, представил капитану морского порта для согласования технологическую схему, содержание которой приведено в пункте 10 Правил, и в случае ее согласования оператор разрабатывает эксплуатационный регламент и план ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (при перегрузке нефти и нефтепродуктов) (п.12).
Возникает закономерный вопрос – каким образом вышеуказанное требование должны исполнять грузовладелец/судовладелец выгружающего или принимающего судна?
В данном случае выгрузка груза с выгружающего судно и его прием на принимающее судно осуществляется судовладельцами не в рамках оказания каких – либо услуг друг другу по организации перегрузки грузов с судна на судно, а в силу исполнения ими конкретных договорных обязательств судовладельцев по перевозке груза морским транспортом, то есть приемка, погрузка и выгрузка груза перевозчиком уже входит предмет данного обязательства.
Привлекать к участию в погрузке и выгрузке груза с одного судна на другое иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей зависит только от желания судовладельца или грузовладельца, но никак не от лиц, оказывающих услуги по организации перегрузки грузов в морском порту.
Обязательность привлечения к участию в перегрузке груза с судна на судно иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (владельцев РПК), не являющихся судовладельцами выгружающего либо принимающего судна, фактически означает создание препятствий для выполнения судовладельцами своих договорных обязательств, а также навязыванием услуг, в которых они фактически не нуждаются.
Таким образом, Правила фактически ограничивают осуществление предпринимательской деятельности судовладельцев в морских портах, вследствие чего являются незаконным актом государственного органа и подлежат отмене.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал olys: 05 December 2015 - 00:51



