Предлагаю вновь вернуться к теме, так как от штрафа по ст. 15.19 КоАП нужно как-то отбиваться, равно как и от предоставления отчета. Предлагаю для обсуждения свои наработки (в течение ближайших 10 дней надо обращаться в арбитраж) ...
Вводные:
1. ОАО было создано путем приватизации государственного предприятия в 1994 г. (в этом же году проведена государственная регистрация проспекта эмиссии выпуска ценных бумаг). Акции бездокументарные, размещались по закрытой подписке среди работников предприятия (более 5000 человек), дополнительного выпуска ценных бумаг не проводилось, общий объем эмиссии значительно меньше 50 000 МРОТ.
2. По мнению ФСФР ОАО «…в соответствии с п. 5.6 главы V Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс, обязано предоставлять ежеквартальный отчет в срок не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала в регистрирующий орган. ОАО нарушило порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, не представив в установленный срок в РО ФСФР ежеквартальный отчет … за 3 квартал 2004 г., обязанность по предоставления которого определена Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс». Штраф по ч. 2 ст. 15.19 КоАП - 30 000 руб.
3. Практика по Самаре в пользу ФСФО
Вариант 1 (основной)
1. По мнению административного органа ОАО не исполнило обязанность по предоставлению ежеквартального отчета в срок не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала, однако в Постановлении не указаны нормы Закона, согласно которым Общество обязано предоставлять подобный отчет.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета либо сообщения о существенных фактах в случае регистрации проспекта ценных бумаг. При этом ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным законом к проспекту ценных бумаг.
ОАО было создано путем приватизации государственного предприятия в 1994 г. (в этом же году проведена государственная регистрация проспекта эмиссии его акций). В соответствии с п.14 разд.1 «Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа», утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утвержденный комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия являлся проспектом эмиссии его акций. В соответствии со вторым разделом «Типового плана приватизации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 августа 1992 г. № 547 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» отчуждение ценных бумаг в порядке, установленном планом приватизации, являлось их размещением.
Таким образом, процедура эмиссии ценных бумаг Обществом не регламентировалась Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», который был принят полтора года спустя и не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления закона в силу. Соответственно, в ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ речь идет только о тех случаях, когда организация впервые осуществляет выпуск эмиссионных ценных бумаг, подлежащий государственной регистрации, либо проводит дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг, также подлежащий государственной регистрации.
Указанное толкование соответствует сути государственного регулирования в данной сфере и подтверждается содержанием подзаконных нормативных актов, принятых во исполнение ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ:
- Согласно ранее действовавшему Положению о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг (утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 августа 1998 г. № 31): «Действие настоящего Положения распространяется на все коммерческие организации, государственная регистрация хотя бы одного выпуска ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, за исключением выпусков ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии до вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если при этом указанные ценные бумаги размещались среди заранее известного круга лиц, число которых составляло не более 500 и общий объем эмиссии составлял не более 50 тысяч МРОТ, установленных Федеральным законом на дату вступления в силу ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- В п. 5.2. главы V Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс) определено, что обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг. Соответственно, обязанность по предоставлению ежеквартального отчета, установленная подзаконным актом в июле 2003 г. не может возникнуть с третьего квартала 1994 г. (даты государственной регистрации проспекта эмиссии).
Таким образом, положения ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, предусматривающие обязанность эмитента осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в случае регистрации им проспекта ценных бумаг не имеют обратной силы. Они не подлежит применению в отношении акционерных обществ, созданных при приватизации, государственная регистрация проспекта эмиссии акций которых регламентировалась нормативными актами, принятыми до вступления в силу указанного Федерального закона. Законодатель ввел указанную нормы для защиты прав и законных интересов инвесторов и акционеров в случаях когда акционерное общество впервые осуществляет выпуск эмиссионных ценных бумаг, в целях их размещения путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, либо проводит дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг, подлежащий государственной регистрации.
Ссылки административного органа на Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс) как основание привлечения Общества к ответственности, являются необоснованными, так как указанный подзаконный акт не может применяться без учета положений Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2. Информация о деятельности Общества предоставляется акционерам в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в форме публикаций в СМИ, раздачи информационных материалов на общем собранию акционеров. Более того, по письменным запросам, направленным в соответствии со ст. ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах» акционерам предоставляются все необходимые сведения, а также копии запрошенных документов. Таким образом, право акционеров на получение информации об Обществе не нарушено, а ФСФР не установлено обратное.
Наконец, сведения об Обществе по содержанию аналогичные тем, что содержаться ежеквартальном отчете, дважды в год направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ранее – в Министерство имущественных отношений Российской Федерации) в соответствии с требованиями Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ (утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116)
3. Все вышеуказанные доводы были изложены административному органу в мае 2004 г., когда представитель Общества вызывался в региональное отделение ФСФР (в тот момент – РО ФКЦБ) для составления Протокола об административном правонарушении по факту непредставления Обществом ежеквартального отчета за 1 квартала 2004 г. При этом был составлен протокол, на котором представителем Общества была сделана отметка о незаконности и необоснованности требований РО ФКЦБ, однако производство по данному делу не окончено и Общество к ответственности привлечено не было. По мнению Общества вновь предпринятая РО ФКЦБ попытка обязать Общество предоставлять ежеквартальный отчет не основана на нормах действующего законодательства.
Вариант 2 (процедурный)
Согласно п. 5.6 главы V Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан предоставлять ежеквартальный отчет в регистрирующий орган в срок не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала. Соответственно, ежеквартальный отчет за первый квартал 2004 г. (январь-март) должен предоставляться не позднее 15 мая 2004 г.
Обязанность предоставлять ежеквартальный отчет для «эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц» была установлена Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 декабря 2003 г. N 03-49/пс «О внесении изменений и дополнений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.07.2003 N 03-32/пс». Указанное Постановление было зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 2004 г., официально опубликовано 18 марта 2004 г.
Таким образом, обязанность Общества предоставить отчет за 1 квартал 2004 г. была установлена правоприменительным органом за 13 дней до окончания отчетного периода. В связи с этим ежеквартальный отчет в регистрирующий орган не предоставлялся и не мог быть предоставлен.
Пункт 24 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» «в части требований к сведениям, подлежащим включению в ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг (фактически, в части установления содержания ежеквартального отчета) вступил в силу 5 июля 2004 г., то есть внутри 3 квартала 2004 г.
Системное толкование новой редакции ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», раздела V Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс) позволяет сделать вывод, что предоставление ежеквартального отчета только за 3 квартал без ее предоставления за предыдущие кварталы не дает возможности обеспечить полное раскрытие информации об Обществе. Соответственно, положения ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» полежат применению с нового отчетного периода – 2005 г.
См.
«Годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за первый квартал».
«В ежеквартальный отчет за четвертый квартал бухгалтерская отчетность не включается».
Таким образом, привлечение Общества к ответственности за неисполнение обязанности предоставить отчет за 3 квартал 2004 г. является необоснованным и незаконным.
Вариант 3 (глобальный)
Признание отдельных положений Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс) недействующими
Все вышесказанное по варианту 1 +
В п. 5.1. главы V Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс) правоприменительный орган вышел за пределы ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, распространив действие Положения на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц. Тем самым административный орган установил в подзаконном акте дополнительную обязанность, не предусмотренную федеральным законом.