Дополняю.
Понятно, что деление земучастка, равно как и деление помещения - это не физическое уничтожение одного объекта и не физическое создание новых. Уничтожение и создание происходит "де-юре".
Но закон должен быть универсален, поэтому должен одинаково регулировать уничтожение-создание объектов и "де- факто", и "де-юре".
Вот пример.
Предметом ипотеки является совокупность объектов недвижимости. Представим договор ипотеки, в предмет ипотеки в котором входят: квартира во Фрунзенском районе Питера, здание в Центральном районе Питера. Т.е. регистрационный округ один, адреса объектов вообще разные и рядом объекты не находятся.
Допускаем ситуацию, что здание взрывается гадами. Все, здания нет, оно уничтожено.
И залогодатель в это же время создает дом в Московском районе Питера.
Что делать залогодателю? Он:
а) может (но не обязан) зарегистрировать прекращение права на здание;
б) должен сообщить о гибели здания залогодержателю.
Регистрацию же возникновения права на дом в Московском районе лицо, являющееся залогодателем, будет осуществлять не как залогодатель, а как просто лицо, которое приобрело имущество. Про этот дом это лицо не обязано ничего сообщать залогодержателю.
Очевидно, что ФРС ну никак не вправе отказать в регистрации права на дом, потому что этот дом никак не связан с договором залога.
Отказать в регистрации прекращения права на здание - тоже не может. Потому что оснований нет. Залогодатель не распоряжается зданием - он фиксирует факт ликвидации объекта.
Допустим, что залогодатель не станет регистрировать ликвидацию, но сообщит залогодержателю об утрате имущества. Возникнет ситуация, при которой по данным ЕГРП здание есть, а фактически его нет. Защитит ли это права залогодателя? Нет. Прекратится ли договор залога - нет, потому что нет такого основания прекращения. Залогодатель лишь вправе потребовать досрочного исплнения обеспеченного обязательства.
Поэтому я считаю, что ФРС максимум что может потребовать - представления доказательства уведомления залогодержателя о гибели предмета залога. Не дело ФРС регулировать взаимоотношения дателя и держателя. Может быть они договорятся о прекращении залога, может быть прекратят обязательство, может быть заменят предмет залога - ФРСу это не должно быть интересно.
В случаях же, когда один заложенный объект разделяется на несколько маленьких (или несколько маленьких заложенных объединяются в один большой), ФРС, мне кажется, должно:
а) требовать представления уведомления залогодержателя об изменениях;
б) в случае непредставления соглашения о замене предмета залога или о прекращении ипотеки не отказывать в регистрации, а обременять новые объекты ипотекой на старых условиях.
И желательно, наверное, считать эту новую ипотеку ипотекой в силу закона, поэтому надо прямое указаний закона на это ввести.