По работе столкнулся с ситуацией, которая вынудила обратиться к коллективному разуму.
Жил да был Арендатор. Он взял в аренду у Собственника пустующее помещение, отремонтировал его, и начал использовать для предпринимательской деятельности, оказывая в этом помещении услуги гражданам, т.е. организовал бизнес.
Но появилась злая контора, дружественная Собственнику, которая положила глаз на бизнес, а вместе с ним и на это помещение (так получилось, что бизнес специфический, и завязан на специально оборудованное первоначальным Арендатором помещение).
И решили Собственник и Новый Арендатор завладеть бизнесом, и вместе с ним и помещением.
Собственник, пользуясь формальным предлогом о том, что договор аренды прекратил свое действие (Арендатор с этим не согласен), выбросил Арендатора на улицу и передал помещение в аренду дружественной Собственнику конторе (Новому Арендатору). При этом Собственник не позволил даже вывезти из помещения установленное прежним Арендатором оборудование (отделимые улучшения, без которых оказание услуг гражданам невозможно).
Арендатор предъявил виндикационный иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения к фактическому владельцу имущества – Новому Арендатору. В соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 арендатор вправе защищать свое право владения и пользования вещью от любых третьих лиц, включая собственника вещи.
Одновременно Арендатор включил в иск требование о взыскании с Нового Арендатора доходов, которые он должен был получить за время владения спорным имуществом в соответствии со ст. 303 ГК РФ.
Истец обосновал сумму, которую Новый Арендатор должен был получить за время владения спорным имуществом, приложив доказательства размера дохода, который первоначальный Арендатор получал ежемесячно непосредственно перед незаконным изъятием у него имущества (приложены как доказательства получения дохода, так и расчет суммы).
Однако уже после подачи иска при внимательном изучении судебной практики применения статьи 303 ГК РФ выяснилось, что взыскание в соответствии со ст. 303 ГК РФ с ответчика дохода, который он должен был получить за время владения спорным имуществом, возможно только в том случае, если истец докажет, что Ответчик (в данном случае Новый Арендатор) сдавал имущество в аренду, получал или должен был получать доходы в виде арендной платы или иные поступления от использования истребуемого имущества.
Т.е. иными словами, предмет доказывания при взыскании с Ответчика доходов по ст. 303 ГК РФ другой (факт получения дохода Ответчиком), нежели при взыскании убытков по ст. 15 ГК РФ (причинение реального ущерба или неполучение дохода).
А из этого следует, что то, что Истец получал доход в этом помещении, еще не означает, что Ответчик, т.е. Новый Арендатор, делает тоже самое и в таком же размере – это еще нужно доказать в соответствии со ст. 303 ГК РФ, а доказать это проблематично.
Подумав над этим вопросом, я решил изменить предмет иска, и просить суд взыскать упущенную выгоду с Ответчика (благо что с процессуальной точки зрения изменить предмет иска возможно).
Но есть один важный вопрос. В настоящий момент ситуация сложилась таким образом, что ответчиками по делу являются два лица: Собственник имущества и Новый Арендатор.
Имущество находится у Нового Арендатора, поэтому требование об истребовании имущества из чужого незаконного владения будет по прежнему обращено к нему.
Заменив требование о взыскании доходов по ст. 303 ГК РФ на требование о взыскании упущенной выгоды, Истцу было бы выгодно обратить его к Собственнику – второму ответчику, так как у Нового Арендатора за душой ничего нет, а на Собственнике зарегистрирована недвижка, вроде через счет проходят какие-то платежи, так что решение о взыскании убытков можно будет реально исполнить.
Логика размышлений правомерности требований о взыскании с Собственника убытков такая: в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Право аренды, принадлежащее Истцу, нарушено Собственником. Следовательно, Арендатор вправе потребовать с Собственника взыскания убытков виде упущенной выгоды, которая определяется исходя из ежемесячного дохода Арендатора на момент незаконного выселения Арендатора из занимаемого помещения.
Кто-нибудь сталкивался с взысканием Арендатором имущества убытков в виде упущенной выгоды с Собственника имущества, которая определяется исходя из размера дохода, получаемого Арендатором на момент незаконного изъятия у него Собственником имущества?
Буду благодарен за любые комментарии.
Сообщение отредактировал Рутгер: 27 December 2010 - 23:18


