Норма не отменена, конституционна, предоставление без торгов, можно в прокуратуру для ускорения жаловаться. И если иное не установлено областным законодательством, - предоставление за плату. Поскольку порядка реализации нормы нет, нужно походить по чиновникам, потом обжаловать бездействие или отказ.
Утвержден
Постановлением Президиума
Верховного Суда
Российской Федерации
от 17 сентября 2008 года
ОБЗОР
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2008 ГОДА
Вопрос 2: Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов?
Ответ: Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. N 1127-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ СИЛАЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ СТАТЬИ 17
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки В.М. Силаевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением Миасского городского суда Челябинской области от 8 мая 2008 года, оставленным без изменений судом кассационной инстанции, гражданке В.М. Силаевой было отказано в удовлетворении ряда исковых требований, включая требование о признании незаконным постановления главы администрации Миасского городского округа от 15 мая 2006 года о предоставлении гражданке О.В. Матвеевой земельного участка на условиях аренды. Как указали суды, спорное постановление издано с учетом прав О.В. Матвеевой, являющейся инвалидом I группы, на первоочередное получение земельного участка.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.М. Силаева оспаривает конституционность части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7, 9, 15, 17, 18, 19, 36, 45, 46, 52, 55, 118 и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает для инвалидов преимущества перед другими гражданами в получении земельного участка и не учитывает при этом конкретные жизненные ситуации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание оспариваемой нормы отвечает данному требованию и не может нарушать какие-либо конституционные права и свободы заявительницы.
Вопрос же о целесообразности учета определенных обстоятельств и условий, при которых социальные льготы и гарантии должны быть предоставлены, относится к полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Силаевой Валентины Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2010 г. N Д23-2159
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства и сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, оговоренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законодательством, в частности, предусматривается бесплатное предоставление земельных участков (Закон Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы").
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается норма о праве инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 16).
Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов - в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства).
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время для рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении дорабатывается проект федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации". Законопроектом предполагается уточнить процедуру предоставления земельных участков для строительства, в частности установить перечень случаев предоставления земельных участков на льготных условиях (бесплатно, без проведения торгов) и порядок такого предоставления земельных участков, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
16.06.2010
Белгородская прокуратура отстояла права инвалида на первоочередное получение земельного участка
поделиться новостью |
версия для печати | отправить по почте | если Вы заметили опечатку, выделите её и нажмите ссылку
По заявлению прокурора признаны незаконными действия Губкинской городской администрации Белгородской области, отказавшей инвалиду в получении земельного участка под ИЖС.
В Губкинскую городскую прокуратуру от инвалида I группы поступила жалоба о нарушении его жилищных прав. 19 апреля 2010 года он обратился в администрацию городского округа с просьбой о выделении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, но получил отказ, сообщает пресс-служба прокуратуры области.
Между тем в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 30.1 Земельного кодекса РФ инвалидам и семьям, имеющим инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В защиту прав инвалида прокурор направил в суд заявление о признании незаконным отказ администрации округа в праве на первоочередное предоставление земельного участка для ИЖС без проведения торгов (аукциона).
Суд удовлетворил исковые требования прокурора. Но решение ещё не вступило в законную силу, сообщает пресс-служба прокуратуры области.
версия для печати
дело № 2-----/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2010 года г. Видное Московской области
Видновский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Овечко Б.Н.
при секретаре Соколовой Ю.С.,
с участием представителя истцов ----а А.Ю.,
представителя ответчика ----а В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям ----ой Н.А., ----ой Н.П., ----ой Н.Ф., ----ой З.Ю., ----ой В.П., ----а К.Б., ----а Н.В., ----а А.П., ----а А.А., ----ой Л.К. к администрации Ленинского муниципального района о признании (за каждым) права на внеочередное получение земельных участков на праве аренды для дачного хозяйства площадью не менее 2450 кв.м.,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с исковым заявлением к администрации Ленинского муниципального района о признании (за каждым) права на внеочередное получение земельных участков на праве аренды для дачного хозяйства площадью не менее 2450 кв.м., указав в обоснование исковых требований следующее.
В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, они обратились в Луховицкий районный суд Московской области с заявлением об оспаривании решения Администрации Ленинского муниципального района Московской области об отказе в формировании и предоставлении земельного участка. Судья Луховицкого районного суда Московской области установила, что имеет место спор о праве и, руководствуясь нормами ГПК РФ, вынесла определение о возвращении указанного заявления, в котором мне была разъяснена необходимость оформления искового заявления, и было указано, что с исковым заявлением мне следует обратиться в Видновский городской суд Московской области. Определение Луховицкого районного суда Московской области вступило в законную силу. Истцы указывают, что являются инвалидами прилагая копии справок, подтверждающих факт установления инвалидности.
Согласно абз. 14 стр. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики от 17.09.2008 г. разъяснил, что первоочередное право на получение земельного участка предполагает безусловное предоставление его без проведения торгов). В целях реализации своего права на первоочередное получение земельного участка для дачного хозяйства, они обратились в Администрацию Ленинского муниципального района Московской области с письменным заявлениями, в которых просили сформировать и предоставить им на праве аренды, сроком на 49 лет, земельные участки площадью не менее 2450 кв.м. для дачного строительства.
В заявлениях было указано, что формирование испрашиваемого каждым из истцом земельных участков они просили произвести из состава находящегося в неразграниченной государственной собственности земельного участка площадью 16,467 га, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющему вид разрешенного использования - для дачного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение ----, южнее деревни ----. Примерное местоположение испрашиваемого ими земельного участка было графически указано и описано в текстовой форме в приложении к указанным заявлениям.
Администрация Ленинского муниципального района Московской области подготовила заявителям ответы из которых следует, что Администрация Ленинского муниципального района Московской области не оспаривает их право на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства. Вместе с тем, Администрация Ленинского района отказывается исполнять законодательно возложенные на нее обязанности, и приняла решение об отказе в удовлетворении их заявлений, мотивируя это тем, что ст.ст. 77,78 ЗК РФ не предусматривают возможности предоставления гражданам земельных участков для ведения дачного хозяйства (строительства) в индивидуальном порядке, а также тем, что они не являются жителями района.
Решение Администрации Ленинского района истцы считают незаконным, нарушающими их права.
Считают, что, происходит нарушение их прав на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства, предусмотренное Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». А также незаконном ограничении их в правах на свободу передвижения и выбора места жительства, при реализации мной права на получение земельного участка.
Истцы мотивируют свои требования том, что статья 81 Земельного кодекса РФ прямо предусматривает возможность предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного строительства. В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Пунктом 3 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В соответствии с пунктом 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Из указанной нормы следует, что процедура формирования земельного участка разделена на 3 стадии, где на первой стадии (без прохождения которой дальнейшее разрешение вопроса невозможно) орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Довод Администрации Ленинского района (со ссылкой на ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») о том, что мое право на первоочередное получение земельного участка для дачного хозяйства ставится в зависимость от места регистрации, является надуманным.
Конституционный Суд РФ в своих решения неоднократно указывал, что право выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие (или отсутствие) не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2007 N 944-О-О).
На основании изложенного истцы просят признать незаконными, нарушающими права заявителей решения Администрации Ленинского муниципального района Московской области об отказе в формировании (из состава находящегося в неразграниченной государственной собственности земельного участка площадью 16,467 га, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение ----, южнее деревни ----) земельного участка площадью не менее 2450 кв.м. каждому из заявителей для дачного строительства и предоставлении их на праве аренды сроком на 49 лет, и обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области утвердить и выдать заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В судебном заседании представитель истцов заявленные требования поддержал по доводам искового заявлении, а также представил письменные пояснения по существу заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражал, представил письменный отзыв от 16.04.2010 г. за № 1167, в котором в частности указал, что заявленные требования удовлетворены быть не могут, поскольку согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. – инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Статьи 77,78 ЗК РФ определяют понятие, состав и использование земель относящихся к категории- земли сельскохозяйственного назначения. Указанная норма не предусматривает возможности предоставления гражданам земельных участков для ведения дачного хозяйства (строительства) в индивидуальном порядке. Из ст. 3 ЗК РФ следует, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательство, специальными федеральными законами. Так, статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что данный Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В свою очередь, специальными нормами, а именно статьей 13 данного закона установлена обязанностью органов местного самоуправления в обеспечении граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками по месту их жительства. Однако, как следует из представленных заявителями документов они не являются жителями Ленинского муниципального района, в связи с этим по вопросу предоставления земельного участка Администрация Ленинского муниципального района предлагает Вам обратиться по месту Вашего постоянного жительства (регистрации).
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что заявители обратились в Администрацию Ленинского муниципального района Московской области с письменными заявлениями, в котором просили сформировать и предоставить им на праве аренды, сроком на 49 лет, земельные участки площадью не менее 2450 кв.м. каждому для дачного строительства.
В заявлениях было указано, что формирование испрашиваемого каждым из истцом земельных участков они просили произвести из состава находящегося в неразграниченной государственной собственности земельного участка площадью 16,467 га, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющему вид разрешенного использования - для дачного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение ----, южнее деревни ----. Примерное местоположение испрашиваемого ими земельного участка было графически указано и описано в текстовой форме в приложении к указанным заявлениям.
Администрация Ленинского муниципального района Московской области подготовила заявителям ответы, из которых следует, что Администрация Ленинского муниципального района Московской области не оспаривает их право на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства. Вместе с тем, Администрация Ленинского района отказывается исполнять законодательно возложенные на нее обязанности, и приняла решение об отказе в удовлетворении их заявлений, мотивируя это тем, что ст.ст. 77,78 ЗК РФ не предусматривают возможности предоставления гражданам земельных участков для ведения дачного хозяйства (строительства) в индивидуальном порядке, а также тем, что они не являются жителями района.
Суд признает содержащие указанные доводы ответы соответствующими требования действующего законодательства, поскольку согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. – инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления гражданам земельных участков для ведения дачного хозяйства (строительства) в индивидуальном порядке. Согласно статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что данный Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В свою очередь, специальными нормами, а именно статьей 13 данного закона установлена обязанностью органов местного самоуправления в обеспечении граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками по месту их жительства.
Как установлено судом и не оспаривается истцами и их представителем в судебном заседании заявители жителями Ленинского муниципального района не являются.
Соответственно удовлетворение их требований будет являться нарушением требований статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которой орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Суд полагает, что отказ должностных лиц администрации Ленинского муниципального района заявителям в удовлетворении их требований является законным, поскольку не препятствует реализации их права на внеочередное получение земельных участков на праве аренды для дачного хозяйства по месту жительства, поскольку согласно п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, указанные Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет), а регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Земельный кодекс РФ установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральным законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ не установлена возможность и норма бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, являющихся инвалидами.
Суду стороной истцов в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств соблюдения данных норм.
Приобщенное к материалам дела по ходатайству представителя истцов решение Видновского городского суда от 11 декабря 2009 года по делу № 2-3800/09 суд находит не отвечающим требованиям относимости и допустимости, поскольку оно в установленном законом порядке не вступило в законную силу, что стороной истца не оспаривалось.
Приобщенное к материалам дела по ходатайству представителя истцов текст постановления Президиума Московского областного суда от 26.11.2008 года № 611 и текст обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года суд находит не отвечающим требованиям относимости и допустимости, поскольку данные документы не содержат сведений о разрешении в судебном порядке дел по аналогичным требованиям.
Приобщенные к материалам дела по ходатайству представителя истцов копии газетных публикаций в газете «Видновские вести» о предоставлении в аренду земельных участков, с разрешенным видом использования – дачное строительство, в аренду индивидуально определенным гражданам суд находит не отвечающим требованиям относимости и допустимости, поскольку данные документы не содержат сведений о месте жительства арендаторов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ----ой Н.А., ----ой Н.П., ----ой Н.Ф., ----ой З.Ю., ----ой В.П., ----а К.Б., ----а Н.В., ----а А.П., ----а А.А., ----ой Л.К. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия судом через Видновский городской суд Московской области.
Председательствующий
федеральный судья Б.Н. Овечко
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2008 г. N 611
Судья: Аксенова Е.Г. Дело N 44г-242/08
Суд кассационной инстанции: Ткаченко И.В., Титов Е.М., Шипилова Т.А.
Докладчик: Титов Е.М.
Президиум Московского областного суда в составе:
Председательствующего - Гавричкова В.В.,
членов президиума - Борисенковой В.Н., Николаевой О.В., Никоновой Е.А., Омельченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании переданное по надзорной жалобе Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 11 декабря 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 марта 2008 года дело по иску М. к Муниципальному образованию Люберецкий муниципальный район Московской области, Правительству Московской области о выделении земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В., объяснения представителя Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области С. /доверенность N 25/3-30 от 03.03.2008/, поддержавшего доводы надзорной жалобы, представителя Правительства Московской области Р. /доверенность N 1-12458 от 14.07.2008, не возражавшей против удовлетворения надзорной жалобы, представителя, представителя М. М.Н. /доверенность N 2р-99 от 05.02.2008, возражавшей против доводов надзорной жалобы,
установил:
М. обратился в суд к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области о предоставлении ему, как инвалиду 2 группы и как лицу, имеющего ребенка инвалида с детства, земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. По мнению истца, ответчик незаконно отказал ему в выделении земельного участка.
Представитель Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области против удовлетворения требований возражал, пояснив, что в Люберецком районе не имеется земельных участков для ведения подсобного и дачного хозяйства. Бюджет Люберецкого муниципального района не предусматривает выделение земельных участков за счет средств муниципального образования в другом районе Московской области. Кроме того, представитель пояснил, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению земельных участков в собственность.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 11 декабря 2007 года исковые требования М. удовлетворены. Муниципальное образование Люберецкий муниципальный район Московской области обязано выделить истцу земельный участок для ведения подсобного хозяйства и дачного хозяйства и садоводства. В удовлетворении требований к Правительству Московской области истцу отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 марта 2008 года решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области просит отменить судебные постановления и дело направить на новое рассмотрение.
Определением судьи Московского областного суда Петровой Т.А. от 30 октября 2008 года надзорная жалоба Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит надзорную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд исходил из того, что ответчик не представил доказательств отсутствия свободных земельных участков для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, а также сведений о зонировании территорий Люберецкого района с указанием возможного использования земельных участков в составе таких зон, а также схемы территориального планирования, генеральный план Люберецкого района, а поэтому обязал администрацию муниципального образования предоставить истцу земельный участок для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем указанные выводы суда сделаны без учета требований закона.
Порядок предоставления гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством регулируется ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2, 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ предусм