Дата защиты: 20.11.2009 Диссертационный совет Д 212.282.02
извещает о предстоящей защите диссертации
Особенности регулирования труда творческих работников редакций средств массовой информациина соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения
Cоискатель:
Каримова Регина АйратовнаЗащита состоится в 13.00 - гл. учебном корпусе УрГЮА по адресу: ул. Комсомольская,21, зал Ученого Совета, 2 этаж
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые в
науке отечественного трудового права комплексно рассмотрены проблемы регулирования
творческого труда в СМИ в целом.
Впервые в России на диссертационном уровне и с использованием новейших право-
вых актов раскрыто содержание понятий «творческие работники» и «иные лица, участвую-
щие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» применительно к
СМИ, выявлена специфика творческого труда в СМИ, проанализированы особенности его
регулирования. На основе теоретических разработок, осуществленных специалистами раз-
личных областей науки, в т.ч. права, диссертант обосновал собственное видение решения су-
ществующих проблем регулирования творческого труда в СМИ, выдвинул конкретные
предложения по совершенствованию трудового законодательства.
По результатам проведенного исследования диссертантом были сформулированы сле-
дующие
основные выводы и положения, выносимые на защиту:1. Установлено несовершенство существующего подхода законодателя к определению
таких понятий, как «СМИ», «редакция СМИ», «творческие работники». В связи с этим авто-
ром сформулированы собственные определения данных терминов.
Под творческим работником предлагается понимать работника, профессионально со-
здающего и (или) интерпретирующего культурные ценности, под СМИ - форму периодиче-
ского (не реже одного раза в год) распространения массовой информации, имеющую посто-
янное название.
С учетом вышеизложенного под творческим работником СМИ предложено понимать
работника, профессионально создающего и (или) интерпретирующего культурные ценности
в СМИ.
2. Аргументирован отказ от использования понятия «иные лица, участвующие в со-
здании и (или) исполнении (экспонировании) произведений», поскольку присущее Кодексу
разделение данных категорий работников и собственно творческих работников не получило
развития в подзаконных актах, а особенности регулирования их труда на сегодняшний день
являются одинаковыми.
4 Далее – МОТ.
6
3. Выявлены тенденции и перспективы развития законодательства о творческом тру-
де: перестало иметь значение такое основание дифференциации регулирования творческого
труда, как наличие или отсутствие бюджетного финансирования работодателя; установлено,
что с течением времени в регулировании такого труда все более и более усиливается индиви-
дуализация, решение все большего числа вопросов отдается на усмотрение самих сторон
трудовых отношений. Государство как субъект регулирования постепенно отходит на второй
план, что не всегда можно оценивать положительно. В то же время такое смещение акцентов
с императивного на диспозитивный способ регулирования признано соответствующим обще-
му развитию современного трудового законодательства.
Перспективным же представляется развитие как законодательства о творческом труде
в целом (в части его дальнейшего совершенствования путем конкретизации и уточнения не-
которых положений, появления новых норм), так и законодательства, посвященного труду
отдельных категорий творческих работников (например, работников теле- и видеосъемочных
коллективов, концертных организаций). Исследование такого труда представляется перспек-
тивным и в научном плане.
4. На основе изучения национального, зарубежного и международного законодатель-
ства, а также судебной практики выделены и обоснованы следующие особенности творче-
ского труда в СМИ: 1) объективно жесткие временные рамки выполнения работы; 2) изна-
чально предопределенная гласность результатов труда; 3) творческий характер, предполага-
ющий постоянное создание нового продукта; 4) в большинстве случаев - разъездной харак-
тер; 5) обусловленная высокой степенью ответственности повышенная напряженность; 6)
как правило, коллективный характер; 7) вызванные особенностями творческо-произ-
водственного процесса перерывы в занятости.
Данные особенности и признаны основаниями дифференциации регулирования труда
творческих работников СМИ.
5. Обоснована необходимость изменения существующего способа определения кате-
горий творческих работников в целом и творческих работников СМИ, в частности. Учиты-
вая, что создание исчерпывающего перечня соответствующих должностей невозможно в
принципе, предложено сформировать данный перечень как открытый и примерный, своего
рода ориентир для правоприменителя, не сковывающий его жесткими рамками.
6. Выявлены явные ошибки в законодательстве о регулировании творческого труда.
Так, ст. 351 Кодекса, являющаяся наиболее общей статьей, посвященной регулированию
творческого труда, в отличие от иных статей, устанавливающих конкретные особенности его
регулирования, не содержит ссылки на соответствующий перечень работ, профессий, долж-
ностей творческих работников. Кроме того, эта же статья Кодекса позволяет устанавливать
7
некоторые особенности регулирования творческого труда, в т.ч. предусмотренные ст. 268, в
трудовых договорах. В то же время ст. 268 в принципе не предусматривает возможности ин-
дивидуального регулирования.
7. Установлено отсутствие в Кодексе правил о конкуренции общих и специальных
норм, специальных норм друг с другом, что можно считать пробелом в правовом регулиро-
вании творческого труда.
Выявлено значительное число «балластных» (излишних, повторяющихся) норм, что
свидетельствует об отсутствии у законодателя целостного представления о том, где должны
располагаться те или иные специальные правила (в специальной или общей части Кодекса),
что не позволяет должным образом действовать правовым нормам о творческом труде.
В разработанном проекте главы 542 Кодекса, посвященной регулированию творческо-
го труда, предлагается раскрыть содержание таких используемых законодателем понятий,
как «порядок работы в ночное время» (ч. 6 ст. 96), «порядок привлечения к работе в выход-
ные и нерабочие праздничные дни» (ч. 4 ст. 113), с тем, чтобы сделать более понятным соот-
ношение специальных норм о творческом труде и общих правил. В таком случае правопри-
менителю будет предельно ясно, действие каких конкретно общих норм отменяет специаль-
ная норма, а какие правовые нормы продолжат свое действие независимо от применения спе-
циальной нормы.
8. Сформулировано значительное количество предложений по совершенствованию
трудового законодательства. В наиболее концентрированном виде они отражены в Приложе-
ниях № 1 и 2 к диссертации.
В Приложении № 1 приведен проект главы 542 Кодекса, посвященной особенностям
регулирования труда творческих работников.
В Приложении № 2 к диссертации нашел свое отражение разработанный на примере
СМИ проект Примерного перечня профессий и должностей творческих работников,
особенности регулирования трудовой деятельности которых установлены Трудовым
кодексом Российской Федерации.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что автором сформулированы соб-
ственные дефиниции ряда понятий, в частности, понятия «творческие работники»; раскрыто
его содержание применительно к СМИ; продемонстрировано несовершенство существующе-
го подхода законодателя к толкованию понятий «творческие работники», «иные лица, участ-
вующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений»; выявлены некото-
рые проблемы терминологии действующего законодательства, в частности, некорректность
понятия «работники СМИ». В целом теоретические результаты диссертационной работы
позволяют сформировать комплексное научное представление о регулировании творческого
8
труда. Кроме того, сделанные в диссертации выводы могут быть использованы и для даль-
нейшего исследования проблем регулирования творческого труда (например, в теле- и ви-
деосъемочных коллективах, концертных организациях, цирках).
http://www.usla.ru/s...ovaRA-aref1.pdfДобавлено немного позже:Дата защиты: 20.11.2009 Диссертационный совет Д 212.282.02
извещает о предстоящей защите диссертации
Социальная защита молодежи в Российской Федерации: правовые аспектына соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения
Cоискатель:
Медведев Андрей ВалерьевичЗащита состоится в 15.00 - гл. учебном корпусе УрГЮА по адресу: ул. Комсомольская,21, зал Ученого Совета, 2 этаж
Научная новизна исследования. Диссертация является первым
комплексным научным исследованием, посвященным правовым вопросам со-
циальной защиты молодежи. Автор на основе анализа положений законодатель-
ства Российской Федерации, актов международного права, научных трудов
предлагает свое понимание таких явлений, как «молодежь» и «социальная за-
щита молодежи». Наряду с этим исследованы основные направления, реализуе-
мые в сфере социальной защиты молодежи: охрана здоровья, физическое разви-
тие, вопросы трудоустройства, обеспечение жильем молодых семей.
Основные положения, выносимые на защиту.1. Сформулированы дефиниции таких понятий, как «молодежь» и
«молодежная политика».
7
В частности, на основе суммы признаков, выявленных в экономической
науке, социологии, психологии, биологии и юриспруденции, молодежь
определяется как общественно-демографическая группа нуждающихся в
социальной защите лиц в возрасте от 14 до 30 лет, характеризующаяся
многочисленностью, а также имущественной, социально-классовой
дифференциацией, своеобразие которой определяется специфическими
социально-психологическими свойствами и качествами, проявляющимися в
процессе становления молодого человека как личности.
В свою очередь молодежная политика есть одно из осуществляемых на
территории Российской Федерации направлений социальной политики, заклю-
чающееся в деятельности федеральных органов государственной власти, орга-
нов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местно-
го самоуправления, юридических и физических лиц по организации и реализа-
ции мероприятий, проводимых на основе принципов законности, справедливо-
сти и реализации права на социальную защиту в целях создания правовых, эко-
номических, организационных условий и гарантий для самореализации соци-
альной группы лиц в возрасте от 14 до 30 лет (в отдельных случаях – до 35 лет),
представленной как физическими лицами (учащимися, студентами, аспиранта-
ми, молодыми учеными, молодыми работниками и т. д.), так и коллективными
субъектами права (молодежными общественными объединениями, молодыми
семьями).
2. Делается вывод, что практическим результатом реализации основных
направлений социальной политики в отношении молодых людей является соци-
альная защита молодежи. С учетом этого социальная защита молодежи
рассматривается как система, возникающих между молодыми людьми и органа-
ми государства, органами местного самоуправления, юридическими и физиче-
скими лицами общественных отношений по обеспечению последними условий
для нормальной жизнедеятельности рассматриваемой социальной группы насе-
ления, включая создание такой среды, при которой возможна реализация моло-
дыми людьми самозащиты своих прав и законных интересов.
8
3. Доказывается, что источники права, опосредующие отношения в сфере
социальной защиты молодежи, относятся одновременно и к публичной, и к
частной сфере регулирования. В силу этого можно говорить о сложной право-
вой природе данных отношений, так как их регламентация осуществляется как
нормами конституционного, административного, налогового права, так и нор-
мами трудового права, права социального обеспечения и иных отраслей.
4. Обосновывается, что отношения по социальной защите молодых лю-
дей в большинстве своем входят в предмет отрасли права социального обеспе-
чения, так как для них не требуется «специфического регулирования и суще-
ствования их в особой правовой форме». Их регламентация в значительной
мере осуществляется средствами названной отрасли права. Наряду с этим часть
отношений в системе социальной защиты молодежи входит в предмет регули-
рования иных отраслей права и законодательства (например, отношения по
обеспечению жильем молодых семей).
5. Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется
на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Для
объединения этих актов в систему требуется федеральный закон, который бы
стал базовым актом в сфере отношений социальной защиты молодежи и прово-
димой молодежной политики. В работе доказывается необходимость принятия
и предлагается схема проекта данного нормативного акта.
6. Статья 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физи-
ческой культуре и спорте в Российской Федерации», как и ранее действовав-
ший Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ, не дает легального по-
нятия «физическое развитие». В связи с этим предлагается следующее опреде-
ление: «физическое развитие» – часть физической культуры, результат физи-
ческого воспитания человека, позволяющий вести речь о всесторонне развитом
и физически здоровом человеке с высоким уровнем физической культуры. Ука-
зывается на необходимость дополнения ст. 2 Закона о физической культуре по-
нятием «физическое развитие», что имеет не только научный, но и практиче-
ский интерес.
9
7. Доказывается, что физическое развитие молодежи охватывается содер-
жанием более общего понятия «массовый спорт», под которым понимается
часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие
граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных за-
нятий, а также участия в физкультурных и массовых спортивных мероприяти-
ях. Отмечается, что необходимость в принятии отдельного закона, который бы
регулировал занятия физической культурой и спортом лиц данной социально-
демографической группы, отсутствует.
8. Обосновывается, что существуют объективные факторы, влияющие на
возникновение потребности в наличии отдельных норм, регулирующих инсти-
тут трудоустройства молодого поколения, и в первую очередь то, что молодежь
– это группа людей, испытывающих трудности в трудоустройстве и поиске ра-
боты. В то же время действующее в этой сфере законодательство (Закон РФ от
19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российский Федерации»)
далеко не безупречно в части правового разрешения вопросов трудоустройства
лиц этой социально-демографической группы. Поэтому предлагается внесение
в данный документ отдельных положений о труде лиц в возрасте от 18 до 30
лет, в том числе нормы о квотировании для них рабочих мест.
http://www.usla.ru/s...dvedev-aref.pdfДобавлено немного позже:Дата защиты: 18.12.2009
Диссертационный совет Д 212.282.02
извещает о предстоящей защите диссертации
Право работников на отдых: перерывы в течение рабочего дня (смены)на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.05. – трудовое право; право социального обеспечения
Cоискатель:
Ухтинский Павел Владимирович
Защита состоится в 15.00 - гл. учебном корпусе УрГЮА по адресу: ул. Комсомольская,21, зал Ученого Совета, 2 этаж
Научная новизна исследования заключается в разработке современ-
ной трудоправовой научной концепции и впервые проведенном детальном
анализе основных вопросов о перерывах в течение рабочего дня (смены). Ав-
тор впервые в науке российского трудового права сформулировал определе-
ние понятия «перерывы в течение рабочего дня (смены)», которое и предла-
гает закрепить в Трудовом кодексе РФ; рассмотрел соотношение понятий
«перерывы в работе» и «перерывы в течение рабочего дня (смены)»; выявил
существенные признаки, присущие перерывам в течение рабочего дня (сме-
ны) и отличающие эти перерывы от других видов отдыха; проанализировал
многочисленные проблемы, связанные с предоставлением работодателем
данного вида отдыха работников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Путем проведенного исследования проблем реализации обществен-
ных отношений по поводу права на отдых в международно-правовом регули-
ровании выявлено, с одной стороны, соответствие нормативных правовых ак-
тов РФ, касающихся перерывов в течение рабочего дня (смены), междуна-
родным актам, с другой стороны, юридические лакуны, в частности, отсут-
ствие должного внимания к проблемам перерывов в течение рабочего дня
(смены) как в российском законодательстве, так и в международном трудо-
вом праве.
2. Предложено понятие перерывов в работе, включающее в себя как
перерывы в течение рабочего дня (смены), так и ежедневный (междусмен-
ный) отдых. Установлена необходимость более четкого разделения в Трудо-
вом кодексе РФ терминов «иные периоды времени, относящиеся к рабочему
времени» и «перерывы в работе», а также целесообразность приведения всех
нормативных правовых актов РФ по данному кругу вопросов к единой тер-
минологии.
3. Доказана целесообразность внесения в Трудовой кодекс РФ статьи,
посвященной ежедневному (междусменному) отдыху. В статье необходимо
отразить понятие ежедневный (междусменный) отдых – времени с момента
окончания работы в одну смену и до ее начала в последующую, так и его ре-
комендуемую минимальную продолжительность, которая вместе со време-
нем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продол-
жительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (сме-
ну). В рекомендуемой статье Трудового кодекса РФ также важно учесть об-
стоятельства, связанные с особенностями разных видов производства и осо-
бенностями труда.
4. Предложена авторская дефиниция перерывов в течение рабочего
дня (смены) – как отрезков времени в рамках каждого рабочего дня (смены)
разной продолжительности, закрепленных на централизованном или децен-
трализованном уровне, как включаемых, так и не включаемых в рабочее вре-
мя, предоставляемых для достижения предназначенной цели работникам
всех или определенных категорий либо отраслей производства в регламенти-
рованные сроки. Доказана необходимость ее внесения в Трудовой кодекс
РФ.
5. Выявлено, что российские нормативные правовые акты, регламен-
тирующие правовые отношения относительно перерывов в работе, делятся на
принимаемые в централизованном и децентрализованном порядке. К центра-
лизованным относятся нормативные правовые акты федерального значения:
федеральное законодательство, а также указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов ис-
полнительной власти, являющихся общеправовыми и внутриведомственны-
ми регуляторами трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
К децентрализованным – законы и иные нормативные правовые акты испол-
нительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также локаль-
ные нормативные акты. Аналогичный вывод сделан относительно договоров
с нормативным содержанием, в том числе принятых в рамках социально-
партнерских отношений, которые делятся на централизованные, к ним отно-
сятся генеральные трехсторонние соглашения, и децентрализованные: меж-
региональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные
и иные соглашения, а также коллективные и трудовые договоры.
6. Предложена авторская классификация перерывов в течение рабоче-
го дня (смены), подразделяющая их на нерегламентированные (неоформлен-
ные, используемые в нарушение трудового распорядка) и регламентирован-
ные, которые в свою очередь дробятся на общие и специальные. Общие мо-
гут предоставляться с правом работника покидать места работы, а могут
быть и без такого права. Специальные перерывы предоставляются работни-
кам по разным причинам: а) в силу сложности для работника технологиче-
ской организации производства и труда; б) из-за сложных внешних обстоя-
тельств организации труда: в холодное время года на открытом воздухе или в
закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на по-
грузо-разгрузочных работах; в) в связи с особенностями регулирования труда
женщин и лиц с семейными обязанностями; д) по иным причинам: например,
для актуальных личных нужд, гимнастики, микропауз.
7. В результате анализа нормативной правовой базы, определяющей
перерывы в течение рабочего дня (смены), установлено, что наиболее деталь-
но регулирование этих перерывов осуществляется не Трудовым кодексом
РФ, а иными нормативными правовыми актами, принятыми наряду с прави-
лами по охране труда и санитарно-эпидемиологическими правилами и нор-
мативами. Особо отмечена проблема игнорирования правил по охране труда
и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Предложены вариан-
ты ее разрешения.
8. Обосновано, что формулировка названия ст. 109 Трудового кодекса
РФ «Специальные перерывы для обогревания и отдыха» не соответствует ее
содержанию, поскольку первая ее часть посвящена не только тем перерывам,
которые обозначены в названии, но и специальным перерывам, обусловлен-
ным технологией и организацией производства и труда. В связи с этим целе-
сообразно изменение названия ст. 109. В работе предлагаются следующие
формулировки: «Специальные перерывы для обогревания, отдыха и иных це-
лей» или «Специальные перерывы», поскольку в таком виде они в полной
мере соответствуют содержанию соответствующей статьи закона.
9. Предложено новое содержание ст. 264 Трудового кодекса РФ: «Га-
рантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (огра-
ничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к рабо-
там в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные ко-
мандировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льгот-
ных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и
иными нормативными правовыми актами), распространяются на всех лиц,
воспитывающих детей без матери. Перерывы для кормления ребенка распро-
страняются на отцов, опекунов, попечителей, вне зависимости от воспитания
детей с матерью или без нее. Перерывы для кормления ребенка предостав-
ляются отцам, опекунам, попечителям, при условии, что мать не воспользо-
валась и не желает воспользоваться правом на использование указанного
перерыва».
http://www.usla.ru/s...inskij-aref.pdfДобавлено немного позже:Дата защиты: 16.12.2009
Диссертационный совет Д 212.282.02
извещает о предстоящей защите диссертации
Правовое регулирование трудовых отношений при несостоятельности (банкротстве) организацийна соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения
Cоискатель:
Салата Виктор НиколаевичЗащита состоится в 13.00 - гл. учебном корпусе УрГЮА по адресу: ул. Комсомольская,21, зал Ученого Совета, 2 этаж
Научная новизна результатов исследования. Диссертация является
первым комплексным монографическим исследованием правового регули-
рования трудовых отношений при несостоятельности (банкротстве), трудо-
вой правосубъектности должника, трудоправового статуса работников
должника и арбитражного управляющего в процедурах банкротства, меха-
низма и метода правового регулирования трудовых отношений при банкрот-
стве организаций в условиях действия нового Трудового кодекса РФ, а так-
же после внесения существенных изменений в Закон о банкротстве.
В диссертации сформулирован и обоснован ряд новых теоретических
положений и научно-практических выводов, из которых на защиту выносят-
ся следующие:
1. Предмет правового регулирования законодательства о банкротстве
составляют гражданские, трудовые и другие отношения с участием должни-
ка. Трудовые отношения при банкротстве обособленны от других отноше-
ний, и выступают как отдельное целое, система. Для включения в предмет
трудового права отношений по применению труда в условиях банкротства,
существенными являются: объективная природа трудовых отношений, обу-
словливающая возможность применения к ним метода трудового права; спе-
цифика метода правового регулирования, в силу которого трудовое отноше-
ние в условиях банкротства выступает в качестве отношения особого вида;
характер социально обусловленных целей и задач, предопределяющих необ-
ходимость применения к отношениям по использованию труда метода тру-
дового права. Таким образом, система трудовых отношений при банкрот-
стве является подсистемой социально-трудовых отношений, составляющих
предмет трудового права.
2. В процедурах наблюдения, финансового оздоровления, трудовые
отношения объективно обусловлены технологическим процессом в органи-
зации. В процедурах внешнего управления и конкурсного производства со-
держание техпроцесса может изменяться внешним, конкурсным управляю-
6
щим с учетом: а) экономических (финансовых) возможностей должника;
б) наличия оборудования, технологий, необходимых для восстановления
платежеспособности должника, в) интересов кредиторов, должника и обще-
ства; г) целей и задач процедур применяемых к должнику в деле о банкрот-
стве.
3. Трудоправовые нормы Закона о банкротстве представляют собой не
просто совокупность норм трудового права, а их систему, которая получила
существенную переработку (модификацию) применительно к специфике
труда при банкротстве. Специальные по предметному содержанию и назна-
чению, они дополняют основную отраслевую дифференциацию трудового
права. Предлагается систему трудоправовых норм законодательства о
банкротстве рассматривать как институт трудового права.
4. Особенность механизма правового регулирования труда при
банкротстве организаций состоит в своеобразии построения его элементов
(звеньев) и специально-юридическом режиме правового регулирования. На-
чальным звеном в правовом регулировании отношений банкротства высту-
пает судебный акт о признании должника банкротом. Специфический ре-
жим правового регулирования трудовых отношений основан на особых
принципах конкурсного процесса. Сформировавшиеся в результате
комплексной кодификации норм различных отраслей права приемы право-
вого регулирования предусматривают применение к трудовым отношениям
при банкротстве специальных трудоправовых норм Закона о банкротстве, а
в части, им не урегулированной, – норм Трудового кодекса РФ.
5. Регулирование труда при банкротстве осуществляется особым мето-
дом, специфические черты которого концентрированно выражены в право-
вом положении (статусе) субъектов, в основаниях формирования трудовых
правоотношений, способах определения их содержания, в юридических
санкциях. Децентрализованное, диспозитивное регулирование трудовых от-
ношений применяется при наблюдении и финансовом оздоровлении. Цен-
7
трализованное, императивное регулирование осуществляется при внешнем
управлении и конкурсном производстве.
6. Сфера действия норм трудового права определяется не только пред-
метом, то есть теми конкретными общественными отношениями, которые
ими регулируются, но и методом, который, в известной мере, определяется
законодателем. В зависимости от специфики отношений по применению
труда при банкротстве, целей их правового регулирования, законодатель
обозначает и закрепляет в законодательстве тот необходимый метод, кото-
рый должен или может быть применен к этим отношениям (в одних случаях
метод трудового права, в других – метод гражданского права), определяя
сферу действия трудового права при банкротстве.
7. Трудовая правоспособность должника ограничена Законом о
банкротстве: в процедурах наблюдения и финансового оздоровления долж-
ник не вправе самостоятельно формировать единоличные органы управле-
ния при отстранении руководителя от должности. В процедурах внешнего
управления, конкурсного производства, недееспособный или частично дее-
способный должник не перестает быть субъектом трудового права и в те
промежутки времени, когда права и обязанности руководителя должника
осуществляет арбитражный управляющий, который при этом не является
органом управления должника. Закрепление за арбитражным управляющим
права на вступление в трудовые отношения означает не формирование спе-
цифической, ранее не встречавшейся трудовой правосубъектности работо-
дателя, а использование таких методов осуществления правосубъектности,
которые доступны юридическим лицам (организациям) только в случае не-
состоятельности (банкротства).
8. Трудовая правосубъектность работодателя при несостоятельности
(банкротстве) может быть определена как закрепляемая трудовым правом
способность должника быть участником трудовых и иных непосредственно
связанных с ними отношений. Содержание трудовой правосубъектности со-
8
ставляет не только трудовая правоспособность и дееспособность, но и де-
ликтоспособность, объем которых изменяется в разных процедурах
банкротства.
9. В категории трудоправовой статус работодателя (работника) следу-
ет различать три составляющие: 1) трудовую правосубъектность (трудовую
правоспособность, дееспособность, а при несостоятельности (банкротстве) -
и деликтоспособность); 2) субъективные права и обязанности, как меру
дозволенного (возможного) и должного поведения; 3) юридические факты,
как промежуточное (связующее) звено между трудовой правосубъектно-
стью и субъективными правами и обязанностями, с тем, что в этом качестве
могут выступать не только события и действия, но и сами субъективные
права. Особый статус работников должника в конкурсных отношениях вы-
ражается в том, что Закон о банкротстве относит работников к привилегиро-
ванной категории кредиторов. В восстановительных процедурах банкрот-
ства выплата очередной задолженности по оплате труда работникам не при-
останавливается. При конкурсном производстве очередные требования по
оплате труда учитываются в составе 2-й очереди только в случае, если полу-
ченных в восстановительных процедурах денежных средств недостаточно
для погашения всей задолженности по оплате труда, или когда имущество
должника отсутствует в натуре.
10. Арбитражный управляющий в социально-трудовых отношениях
вправе своими односторонними действиями (актами) порождать, изменять
или прекращать трудовые правоотношения с участием должника. При этом
арбитражный управляющий выполняет функции работодателя только для
осуществления задач банкротства. Правомочия работодателя реализуются
арбитражным управляющим в порядке непосредственного управления, осу-
ществляются не своей властью, и не в своем интересе, а властью, предостав-
ленной государством в интересах должника, кредиторов (в т.ч. работников
должника) и общества.
9
11. В процедурах внешнего управления и конкурсного производства
арбитражный управляющий не может необоснованно отказаться от участия
в коллективных переговорах. В противном случае основанием для возник-
новения коллективно-договорных отношений может стать судебное реше-
ние о незаконности отказа от участия в переговорах и заключении коллек-
тивного договора или соглашения, которое обязывает временного (кон-
курсного) управляющего заключить коллективный договор или соглашение
на условиях, признанных судом общей юрисдикции обоснованными. Следо-
вательно, внешнего и конкурсного управляющего следует признать участ-
никами коллективно-договорных отношений при банкротстве.
12. В соответствии с положениями ст. 5 Трудового кодекса РФ, п. 3
ст. 232 Закона о банкротстве, предлагается внести изменения в ч.1 ст.142
Трудового кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции: "Работодатель и
(или) уполномоченные им в установленном порядке представители работо-
дателя, а также лица, на которых федеральным законом возложено осуще-
ствление полномочий руководителя организации, предприятия, допустив-
шие задержку выплаты работникам заработной платы или другие наруше-
ния оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Ко-
дексом и иными федеральными законами".
13. Статью 53 Трудового кодекса РФ целесообразно дополнить форма-
ми участия работников в управлении организацией признанной несостоя-
тельной (банкротом) словами: "согласование с представительным органом
работников применяемых к должнику процедур банкротства; участие пред-
ставительного органа работников в разработке мер по восстановлению пла-
тежеспособности должника". Этим обеспечится усиление конституционных
гарантий права на труд.
http://www.usla.ru/s...Salata-aref.pdfДобавлено немного позже:Дата защиты: 16.12.2009 Диссертационный совет Д 212.282.02
извещает о предстоящей защите диссертации
Локальный способ регулирования заработной платына соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения
Cоискатель:
Козина Елена ВалериевнаЗащита состоится в 15.00 - гл. учебном корпусе УрГЮА по адресу: ул. Комсомольская,21, зал Ученого Совета, 2 этаж
Скопировать положения, выносимые на защиту, не представляется возможным.
http://www.usla.ru/s...Kozina-aref.pdf