Добрый день. Хотелось бы задать вопрос в качестве экс-владельца небольшой экспедиторской компании.
Начиная примерно с 2018 года, ответственность экспедитора значительно увеличилась. Особенно остро встал вопрос после всем известных событий, когда вероятность понести уголовную ответственность стала ненулевой, даже если экспедитор фактически никак не взаимодействовал с грузом. Но даже не касаясь новостей последних лет, встречаются случаи в практике, когда арбитражный суд возлагает на экспедитора ответственность, к примеру, за некомплект груза в закрытом контейнере, который экспедитор принял под неповрежденной пломбой и сдал под ней же, мотивируя это п. 4.1 и п. 4.2 ст. 4 87-ФЗ.
И если уклоняться от ответственности, ссылаясь на отсутствие экспедиторской расписки, выглядит сомнительным с т.з. даже чисто деловой этики, то от подобных казусов, как описанный в примере выше, хотелось бы подстраховаться. При этом - без противоречия со ст. 11 того же 87-ФЗ.
Пока созрела идея такой договорной формулировки (с опорой на п. 1 ст. 7 87-ФЗ):
Сторонами согласовано, что Экспедитор выполняет обязанности, предусмотренные ст. 2.1, п. 4, п.п. 1 абз. 4 п. 4.1, п. 4.2 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" путем внешнего осмотра грузовых мест и сличения их с Поручением. Стороны исходят из того, что информация, предоставленная Клиентом в Поручении, является полной и достоверной, и Экспедитор, приняв и акцептовав Поручение, получил от Клиента информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения им обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Вскрытие тары, упаковки, проведение внутритарных проверки и пересчета, осмотр грузовых мест с использованием специальных знаний и оборудования Экспедитором не осуществляются, кроме случаев, когда Сторонами согласовано оказание соответствующих услуг Экспедитором. Транспортный контейнер, груз, помещенный в кузов транспортного средства с последующим его опломбированием, для целей настоящего пункта считаются за одно грузовое место.
Клиент обязуется не предъявлять к перевозке грузы, содержащие предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, кроме случаев, когда перевозка таковых согласована Сторонами в Поручении и в отношении таковых у клиента присутствует специальное разрешение, и несет всю ответственность, в том числе - предусмотренную законодательством РФ, за перевозку указанных предметов и веществ в нарушение настоящего обязательства.
Любые несоответствия внутреннего содержимого грузовых мест, транспортных контейнеров, опломбированных кузовов транспортных средств Заявке и Договору, сопроводительным документам признаются Сторонами нарушением со стороны Клиента п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", и Клиент несет за них и возникшие вследствие таковых несоответствий убытки всю ответственность, в т.ч. предусмотренную законодательством РФ.
Сторонами признаются произошедшими вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело:
- любые несоответствия внутреннего содержимого грузовых мест, транспортных контейнеров, опломбированных кузовов транспортных средств Заявке и Договору, сопроводительным документам, и возникшие вследствие таковых несоответствий убытки;
- утрата, недостача, повреждение груза, прибывшего в невскрытых (без признаков вскрытия упаковки, тары, контейнера) таре, упаковке, транспортном контейнере, в опломбированном кузове транспортного средства под неповрежденной пломбой грузоотправителя;
- утрача, недостача, повреждение груза вследствие нарушения Клиентом своих обязательств по Договору (включая ненадлежащие погрузку, упаковку, крепление, выгрузку груза).
Понятно, что в гипотетической ситуации, когда злобный террорист загрузил в кузов тонну взрывчатки под видом туалетной бумаги, она поможет чуть более, чем никак. Но рассчитана она скорее на ситуацию, когда клиент пытается возложить на экспедитора ответственность за внутритарный пересорт или повреждение вследствие ненадлежащей упаковки.
Буду рад услышать мысли по этому поводу, или комментарии людей, которые уже сталкивались с подобной ситуацией.
Сообщение отредактировал Штлыру: 18 December 2025 - 21:21


