Известно, что наше судопроизводство в силу весьма различного понимания и толкования законов судами, зачастую воспроизводит абсолютно противоположные судебные решения по аналогичным делам. Подобная "гибкость" правоприменения питает коррупцию в судебной системе, обосновывая известную поговорку "Закон, что дышло...", позволяет судьям руководствоваться скорее принципом целесообразности принятия решений, нежели законности. Полная свобода российского судебного "усмотрения" является прародителем "басманного правосудия".
Административными мерами либо силами исполнительной власти с этим явлением бороться невозможно, да и нельзя. Необходимый барьер, на мой взгляд, можно поставить только законодательно, основываясь на лучших примерах судебного правоприменения. Этого можно достичь введя в судебную систему России элементы прецедентного права.
Предлагаю на обсуждение следующую систему.
Прецедентом СОЮ может считаться судебное решение (приговор) которое:
1. Вступило в законную силу не будучи обжалованным или опротестованным. Если решение (приговор) было обжаловано сторонами, оно без изменений прошло все высшие российские инстанции судебного контроля.
2. Заявка на признание судебного решения (приговора) прецедентом может быть подана только сторонами, учавствовавшими в деле в суде первой инстанции (защитник, гос. обвинитель, представители сторон, истец и ответчик). При этом обязательно выраженное мнение стороны противоположной той, которая подает заявку.
3. В судебном решении (приговоре) должны быть проанализированы и оценены все доказательства, имеющиеся в деле.
4. В ходе рассмотрения дела не должно быть нарушено ни одно из конституционных прав сторон, участников процесса, третьих лиц.
5. Заявка подана в совместную судебную коллегию, состоящую из судей Верховного и Конституционного судов, представителя комиссии по права человека в РФ.
6. Утвержденное коллегией как прецедент судебное решение(приговор) вступает в законную силу и обязательно к применению после принятия Гос. Думой РФ Федерального закона о принятии прецедента, одобрения Советом Федераций и подписания Президентом РФ.
За один год достаточно принимать не более 50-ти прецедентов по гражданским делам СОЮ и столько же по уголовным делам.
Принятым прецедентам присваивать имя судьи первой инстанции, принявшего решение (прговор)
Думаю, что лет через пять эта система "ограниченного" прецедентного" права заставит судейское сообщество по новому взглянуть на принимаемые решения. Существующий ныне намек на упорядочивание правоприменения в виде обобщения судебной практики и издания Постановлений пленумов ВС не дает никаких результатов.
Вопрос: Что считать прецедентом - только решение (приговор) или все дело целиком со всеми его нюансами?
Какие будут мнения?


