Ситуация простая, но есть сомнения.
1) А в судебном порядке взыскивает денежный долг с Б.
2) А получает на судебное решение ИЛ и кладет его "в стол"!
3) Потом, этак лет через 5 после выдачи ИЛ, А вспоминает о нем и несет его в ФССП.
4) Пристав-исполнитель возбуждает ИП и производит фактическое взыскание мульона рублей с Б.
5) Б обращается в суд с заявлением о признании незаконными действий пристава.
Суд удовлетворяет требования Б, так как ИЛ был предъявлен за пределами 3-х летнего срока для предъявления ИЛ, а, следовательно, пристав не имел права возбуждать ИП и осуществлять меры принудительного характера по взысканию долга.
В конечном счете Б обращается с иском к А о взыскании НО!!!
Вопрос - а являются ли полученные средства НО на стороне А?? подлежит ли иск Б удовлетворению при указанных обстоятельствах?
Вероятно Да.
Я полагаю, конечно, что самым простым ("на поверхности") способом восстановления права был бы иск от Б к приставу! Ну раз пристав незаконно произвел принудительное взыскание, то и он должен отвечать за свои действия перед Б. Списанные средства суть убытки Б, причиненные действиями пристава.
Однако, закон не ограничивает способы защиты нарушенного права Б только иском об убытках и только обращенным к приставам.
По смыслу ст. 1102 лицо получившее имущество без законных оснований обязано его возвратить. "Материальные основания" совершенно законные - неисполнение договора, требования установлены судебным актом, выдан ИЛ. С пропуском срока на предъявление ИЛ обязательство не прекращается.
Другой вопрос, что способ исполнения был мягко говоря незаконным, и в какой-то степени А тоже добросовестным не назовешь, так как А, зная, что срок предъявления ИЛ истек, все равно обратился к приставу с заявлением о возбуждении ИП. То есть А с позиции ст. 10 ГК РФ поступал не хорошо.
Я полагаю что через ссылку на 1102 и ст. 10 ГК РФ иск Б к А о взыскании НО суд удовлетворит. Есть иные мнения??
p.s. я на стороне А, кстати)
Сообщение отредактировал odysseus: 11 September 2014 - 16:37