Два крупных изменения вступили в силу в связи с Четвертым антимонопольным пакетом (Федеральный закон от 13.07.2015 года № 250-ФЗ и Федеральный закон от 05.10.2015 года № 275-ФЗ):
- новая редакция статьи 9.21 КоАП РФ.
- небольшие, но важные изменения в определении злоупотребления доминирующим положением - часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кратко:
- статья 9.21 КоАП РФ теперь включает не конкретный перечень нарушений по Правилам техприсоединения, а любые нарушения этих Правил, плюс к тому, убрано примечание "за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса".
- в определение злоупотребления добавлено несколько слов, в связи с чем оно сузилось " Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие)".
У меня тут ряд вопросов:
1. По статье 9.21 теперь эксклюзивно все нарушения по Правилам техприсоединения будут рассматриваться, или возможна, как и раньше, конкуренция со статьей 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением"?
Теоретически, тот же необоснованный отказ в заключении договора на техприсоединение - нарушает Правила, но может быть подведен и под злоупотребление доминирующим положением (п. 5 ч. 1 ст. 10).
То есть, если нарушение Правил техприсоединения есть, в компетенции антимонопольщиков решить, "простое" это нарушение или сопряженное со злоупотреблением доминирующим положением, и соответственно, выбрать ту или иную статью? Захотят - возбудят дело злоупотреблению и вынесут решение о признании нарушившим статью 10 - а исходя из этого применится оборотный штраф по ст. 14.31, а не захотят - возбудят только административное дело по 9.21?
Или, все-таки они связаны волей законодателя, убравшего отсылку к статье 14.31, и соответственно, имеют право наказывать только по статье 9.21, неважно, нашли они там злоупотребление доминирующим положением или нет?
2. Чисто логически я понимаю так, что последствия в виде препятствий конкуренции или ущемления интересов именно предпринимателей или неопределенного круга лиц должны быть и в конкретных случаях злоупотребления, указанных в пунктах части 1 статьи 10, поскольку это лишь частные случаи общего правила, ни них все признаки злоупотребления распространяются. То есть, если мы рассмотрим случай, в котором конкуренция не пострадала, предприниматели не пострадали, неопределенный круг лиц не затронут, а жалобщик - он хоть и пострадал, но он непредприниматель, то даже если ситуация попадает под определение конкретного пункта, например, необоснованный отказ от заключения договора, то злоупотребления все равно не будет.
Но в пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 года № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" было указано "В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом".
То есть, получается маразм - последствий, которые закон относит к важным признакам злоупотребления, явно нет, но поскольку они предполагаются, доказывать их не надо, то дело будет рассматриваться все равно? Тогда выходит, что монополист может отбиться от такого "неправильного" дела, только если сам опровергнет презумпцию, сам докажет, что последствий нет (в рассматриваемом случае - что конкуренция не затронута, и вообще ничьи интересы не затронуты, кроме жалобщика, но он не предприниматель)?
Можно попробовать сказать, что разъяснения ВАС устарели, основаны на прошлой редакции, но в этой позиции тоже не все просто.
У кого есть мнения, прошу делиться, тема злободневная.
Сообщение отредактировал Vladimir MX: 27 January 2016 - 13:04